• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рукотворная инфляция Цены на основные продукты питания в России растут вдвое быстрее, чем в прошлом году

Единая Россия. 1 октября 2007

Высокий показатель инфляции указывает на избыток денег в стране, которые не реализуются в бизнесе", — считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. И это еще одна проблема, имеющая непосредственное отношение к причинам роста потребительских цен. Непреодолимые административные барьеры, созданные чиновниками для представителей малого и среднего бизнеса, увеличивают и без того избыточную денежную массу в обращении. А для производителей и посредников это слишком сильное искушение для "объективного" роста цен на продовольствие и товары первой необходимости. Логика у продавцов незамысловатая: если граждане покупают, значит, у них просто завалялись лишние деньги...

По данным "Росстата", стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по стране за cемь месяцев года увеличилась на 17%. Однако в Минэкономразвития не собираются менять годовой прогноз инфляции, которая по расчетам правительства не должна превысить 8%.

При помощи каких инструментов новый состав кабинета министров собирается удержать рост потребительских цен в запланированном коридоре, пока неизвестно. Между тем единороссы неоднократно указывали членам правительства на необходимость выработки согласованной политики в вопросах тарифной и налоговой политики. Впрочем, у нового премьера Виктора Зубкова до конца года еще есть время.

Любопытный подход в борьбе с ростом потребительских цен продемонстрировал недавно глава департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач.

Чиновник заявил, что показатель инфляции, как один из главных экономических параметров, относится к разряду "политических вопросов", поэтому прогнозы МЭРТ по нему пересматриваться до конца года не будут. Из этого удивительного заявления можно сделать как минимум еще один немаловажный вывод: правительству все же известны эффективные инструменты контроля потребительских цен. Ведь в противном случае МЭРТ следом за большинством российских и зарубежных аналитиков поспешил бы пересмотреть свои прогнозы в сторону увеличения. Однако что это за инструменты, остается только гадать.

Глава "Росстата" Владимир Соколин еще летом утверждал, что в раскрутке темпов инфляции виноваты, оказывается, СМИ, подогревающие ажиотажный спрос населения накануне парламентских выборов. Истинные же причины роста потребительских цен, в частности на хлеб и хлебобулочные изделия, были названы единороссами. Председатель Госдумы Борис Грызлов указал на очевидную заинтересованность посредников, откровенно завышающих стоимость продуктов на прилавках магазинов. Примечательно, что в течение лета росли цены не только на хлеб, но и на соль, сахар, молоко и мясную продукцию. Причина в основном та же, о которой говорил лидер единороссов.

Последняя новость о росте цен на продукты пришла из Калининградской области. Здесь отмечен ажиотажный спрос населения на сахар и растительное масло. Более чем в три раза выросла недавно биржевая стоимость сырого молока в Москве. Потребителям приходится платить за него на 20—40% больше по сравнению с августом. И эксперты утверждают, что к началу 2008 года стоимость молочных продуктов может подняться еще на 30—40%. Во многом взлет цен связан с устойчивыми трендами на мировых рынках. Например, с апреля по сентябрь стоимость сырого молока в США выросла на 80%, в Новой Зеландии — на 50, в Европе — на 30.

Сыры, сливочное масло и сухое молоко также подорожали. Не последнюю роль в "молочном кризисе" сыграл его предшественник — "зерновой". Повышение цен на корма автоматически отразилось на себестоимости конечной продукции животноводства. Большинство производителей сходятся в одном: изменить ситуацию и затормозить удорожание продукции АПК могла бы более активная роль государства в вопросах ценообразования.

Минфин и МЭРТ долгое время спихивали друг другу полномочия по контролю за ценообразованием и инфляцией, но так ни о чем и не договорились. Свято место пусто не бывает — административный вакуум заполнили недобросовестные производители и посредники. "Высокий показатель инфляции указывает на избыток денег в стране, которые не реализуются в бизнесе", — считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. И это еще одна проблема, имеющая непосредственное отношение к причинам роста потребительских цен. Непреодолимые административные барьеры, созданные чиновниками для представителей малого и среднего бизнеса, увеличивают и без того избыточную денежную массу в обращении. А для производителей и посредников это слишком сильное искушение для "объективного" роста цен на продовольствие и товары первой необходимости. Логика у продавцов незамысловатая: если граждане покупают, значит, у них просто завалялись лишние деньги...


комментарий

Елена ПАНИНА, зампредседателя комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму:

— Безусловно, существуют объективные факторы, влияющие на рост цен. На Западе, например, растет число заводов, производящих биоэтанол. Этот вид топлива по себестоимости уже сопоставим с энергоносителями, вырабатываемыми из нефти. А для производства биоэтанола заводы используют зерновое сырье. Поэтому цены на зерно во всем мире неуклонно повышаются. Между тем Россия сегодня достаточно сильно зависит от поставок отдельных видов продовольствия из-за рубежа. Поэтому некоторые отечественные компании, в качестве формального предлога используя повышение цен на продовольствие во всем мире, искусственно завышают цены на внутреннем рынке. Для того чтобы умерить их аппетиты, действующего законодательства об ограничении монополистической деятельности, я считаю, недостаточно. Нужен закон о ценовой политике государства. Это не значит, что после его введения государственные органы будут произвольно замораживать или назначать "свои" цены на рыночный товар. Во всех развитых странах государство активно вмешивается в систему ценообразования. И Россия не должна быть исключением. Нужно четко установить в законе предельные нормы рентабельности, разработанные на основе экономически обоснованных затрат. А у нас в компаниях на балансах содержится множество роскошных автомобилей, особняков и яхт. Вся эта ненужная для производства роскошь учитывается при определении себестоимости продукции и, соответственно, влияет на устанавливаемые производителями цены.

Четкие законодательные нормы для создания справедливой системы ценообразования нам просто необходимы. В том числе и потому, что, например, доказать факт монопольного сговора нескольких компаний на рынке бывает очень сложно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно. Причем для нас важны именно рыночные механизмы регулирования цен, административные методы уже малоэффективны. Помимо введения законодательных ограничений нужно думать и о том, как ускорить реализацию национального проекта по развитию АПК. Если сельские производители получат возможность покупать средства производства, в том числе современную сельхозтехнику, в лизинг, брать "длинные" кредиты, то и цены будут расти не такими темпами, как сейчас. А при налаженной системе сбыта сельхозпродукции перекупщикам будет поставлен надежный заслон.