• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не по протоколу В ООН обсудили перспективы Киотского протокола

Россiя. 4 октября 2007

Независимые эксперты считают, что задержка запуска механизма торговли может помешать заработать на продаже квот. По словам руководителя Центра окружающей среды при Высшей школе экономики Георгия Сафонова, "спрос со стороны инвесторов тоже огромен, и у России здесь большой потенциал, осталось лишь запустить механизм. Возможности привлечь инвестиции и технологии в решение серьезных глобальных задач есть, вопрос в том, как мы их используем. На данный момент можно сказать, что никак".

Его действие завершается в 2012 году. Единственное, к чему пришли участники состоявшегося форума, - встретиться в декабре и провести переговоры по заключению нового договора о сокращении выбросов парниковых газов (ПГ). Однако самый главный вопрос будет состоять вовсе не в том, удастся ли продлить действие протокола в той или иной форме, а присоединятся ли к нему крупнейшие промышленные страны, которые сейчас остаются в стороне от борьбы с потеплением климата. Это в первую очередь США, Китай и Индия. К тому же Россия, которая в 2004 году ратифицировала протокол, тоже встанет перед дилеммой: выйти из договора или продлить в нем свое участие. Например, руководитель Российского гидрометеорологического центра Александр Бедрицкий, выступавший в ООН, убежден, что продление Киотского протокола неэффективно. По его словам, выбросы ПГ продолжают расти, причем как в западных странах, так и в развивающихся. Поэтому международному сообществу следует выработать такую систему, которая будет основана не на обязательных, а на добровольных принципах. Бедрицкий считает, что без участия США и Китая выполнение другими странами обязательств по сокращению выбросов ПГ лишено смысла и ничего не даст для защиты климата.

Напомним, что цель, которую преследуют страны, подписавшие протокол, состоит в снижении с 2008-го по 2012 год выбросов ПГ в мире в среднем на 5% от уровня 1990 года. Добиться ее предполагается следующим образом. Те государства, которые загрязняют воздух больше, чем это предусмотрено рамками договора, могут покупать право на дополнительный выброс у других стран, где объемы выбросов ПГ меньше. Воздух может быть объектом купли-продажи и среди отдельных предприятий - компании также получают квоты на выброс ПГ. Если, скажем, какая-нибудь французская компания превысила лимит, то она может купить квоту у российского предприятия.

Западные страны готовы покупать у России квоты, но не за "чистые" деньги. В ЕС полагают, что в этом случае не удастся достичь главной цели - улучшения экологии. По словам специалиста Всемирного фонда дикой природы в России Алексея Кокорина, "если Россия будет просто продавать квоты на выброс углекислого газа и собирать деньги, к примеру, в тот же Стабилизационный фонд, то экологического эффекта не будет". Нам предлагается другой вариант: иностранные компании в обмен на квоты инвестируют деньги в модернизацию российских предприятий, стимулируя их переход на энергоэффективные технологии. "Когда вместо десяти старых котельных работает одна новая, но максимально эффективная, это действительно дает эффект", - поясняет Кокорин.

По оценкам Минэкономразвития, продажа квот позволит привлечь в экономику России минимум 2 млрд. долларов целевых инвестиций. Эти средства будут направлены на модернизацию двух основных отраслей - электроэнергетики и ЖКХ. В правительстве рассчитали, что к 2010 году на 8% должна повыситься эффективность использования топлива при производстве электроэнергии. Кроме того, планируется сократить на 47 млрд. кубометров потери газа при его добыче и распределении. За тот же период муниципальные сети теплоснабжения должны в два раза увеличить темпы замены ветхих коммуникаций.

Но Россия до сих пор остается в стороне от торговли воздухом, поскольку правительством пока не одобрены документы, позволяющие запустить ее механизм. По словам директора Энергетического углеродного фонда Андрея Горькова, "у России колоссальные возможности получения больших денег за счет сокращения выбросов. В разворачиваемых нами проектах мы могли бы получить не десятки, а сотни миллионов долларов, развивая этот бизнес. Россия ратифицировала Киотский протокол два года назад. За это время правительство не сподобилось решить простейший вопрос. Порядок определите, ответьте, как бизнес должен с этим работать?"

В российской энергетической монополии готовы выставить квоты на торги в 2007-2008 годах, причем распоряжение о начале торгов может быть подписано уже в октябре. Однако начало реализации проектов тормозит неразвитость нормативной базы. В мае этого года глава правительства подписал постановление, определяющее процедуру утверждения проектов, которые будут реализовываться в рамках Киотского протокола. Но в дополнение к нему еще нужна методическая документация, разъясняющая терминологию и поясняющая критерии отбора проектов.

Впрочем, чиновники успокаивают и уверяют, что торговля воздухом начнется уже совсем скоро. По словам замдиректора департамента Минэкономразвития Всеволода Гаврилова, Россия получит статус страны, соблюдающей обязательства Киотского протокола, в ближайшие месяцы. После этого она сможет приступить к реализации проектов.

Независимые эксперты считают, что задержка запуска механизма торговли может помешать заработать на продаже квот. По словам руководителя Центра окружающей среды при Высшей школе экономики Георгия Сафонова, "спрос со стороны инвесторов тоже огромен, и у России здесь большой потенциал, осталось лишь запустить механизм. Возможности привлечь инвестиции и технологии в решение серьезных глобальных задач есть, вопрос в том, как мы их используем. На данный момент можно сказать, что никак". Сафонов добавляет, что "этот пятилетний период - с 2008-го по 2012 год - очень быстро пролетит".

За последние два года несколько правительственных организаций пытались заключить с нашей страной первые сделки в рамках Киотского протокола. В частности, две энергетические компании заключили с Датским агентством по охране окружающей среды соглашения об их продаже, но проекты не были одобрены правительством России. В прошлом году те же датчане предприняли новую попытку. Датский "Русский углеродный фонд" заявил о планах реализовать более 80 проектов по сокращению выбросов парниковых газов с российскими нефтяными и металлургическими предприятиями. Но все уперлось в отсутствие соответствующих нормативных актов.

На днях руководитель экономической миссии посольства Франции в Москве Жан-Франсуа Колан заявил, что французские фирмы заинтересованы в сотрудничестве с российскими компаниями в рамках Киотского протокола. Представитель Минэкономразвития Олег Плужников его заверил, что Россия готова к реализации проектов. По его словам, "с конца октября мы рассчитываем начать прием заявок". Он пояснил, что получить инвестиции смогут только те предприятия, проекты которых направлены на энергосбережение и сокращение выбросов в атмосферу. От того, насколько успешно они будут реализовываться, наверное, и зависит дальнейшее участие России в Киотском протоколе.