• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наш бизнес-план для Европы НАКАНУНЕ саммита России и Евросоюза в конгресс-центре Лиссабона на "круглом столе" промышленников еще раз обсудили "точки кипения" и проблемы, которые беспокоят бизнес.

Российская газета. 2007. № 240. 26 октября

Как позже пояснил "РГ" президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, что сегодня у бизнеса России и Европы отношения складываются гораздо интенсивнее и энергичнее, чем у политиков, которым надо поспевать за предпринимателями, чтобы не допустить стагнации.


Цель — донести мнение предпринимателей до президента России и председателя Европарламента.

Как заметил корреспонденту "РГ" вице-премьер правительства РФ Сергей Нарышкин, от этого тоже будет зависеть решение стратегической задачи сегодняшнего диалога Владимира Путина и Жозе Сократиша. А она состоит в том, чтобы подтвердить намерения сторон о формировании общего экономического пространства.

Дело в том, как позже пояснил "РГ" президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, что сегодня у бизнеса России и Европы отношения складываются гораздо интенсивнее и энергичнее, чем у политиков, которым надо поспевать за предпринимателями, чтобы не допустить стагнации.

Открывая "круглый стол", глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс заметил: если ничего не предпринимать, то Россия и ЕС скоро окажутся между двумя разъезжающимися векторами: либо в ситуации сдерживания торговых инвестиционных и деловых процессов, обусловленных политическими отношениями стран, либо сделают рывок вперед.

То, что Россия уже созрела для такого рывка, взялась доказать глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. И обратила внимание иностранных коллег на то, что в лидерах роста российской экономики уже "числится" не топливно-энергетический сектор, а сфера строительства, обрабатывающая, пищевая промышленность.

Дальнейшее их развитие зависит от частных, в том числе иностранных инвестиций, для которых государство создает комфортные правила игры. Заметим, что Набиуллина впервые по-новому прокомментировала якобы растущую зависимость России от импорта.

По словам главы минэкономразвития, сегодня этот рост в большей степени связан с увеличением импорта машин и оборудования для обновления предприятий. И призвала Евросоюз иначе посмотреть на структуру экспорта.

Таким образом, Набиуллина расширила главный тезис выступления вице-премьера Сергея Нарышкина, который предложил европейскому политическому истеблишменту отказаться от мифов и стереотипов по отношению к России при создании общего экономического пространства. По его мнению, несмотря на наличие таких проблем между Россией и Евросоюзом, как транзит энергоносителей, поставки польского мяса, торговля ядерными материалами, разногласиями в ключевой сфере — энергетике — отношения России и ЕС не находятся в точке замерзания. И обозначил основные сферы экономических альянсов — энергетика, добыча и транспортировка энергоносителей, авиастроение, освоение космоса.

Впрочем, вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген в ответ на это заметил, что в ХХI веке Европа намерена развивать в том числе и свою промышленную базу в России. И готова "пустить" Россию на свою территорию. Однако при этом г-н Ферхойген не преминул заметить, что такие развивающиеся страны, как Россия, для того чтобы адаптироваться к Евросоюзу, должны следовать его жестким правилам, стандартам и нормам. В свете этого выступления весьма показательной становится проблема, связанная с новыми энергетическими инициативами ЕС по так называемому "либеральному пакету по энергетике", который будет предложен России 1 января 2009 года. ЕС, например, требует соблюдения жестких стандартов и правил при транспортировке энергоносителей, доступа к нашим сетям. Сегодня со многими требованиями европейцев Россия не согласна.

Например, есть предложение еврокомиссара по энергетике "Газпрому" работать с Евросоюзом по такой же схеме, что и РАО "ЕЭС России" (то есть раздробиться на компании, которые владеют газом, сетями, маршрутами поставок). На что глава минпромэнерго Виктор Христенко озвучил непреклонную позицию России: "Газовый и электроэнергетический рынки — очень разные. И дробить "Газпром" в России не собираются". Позже Виктор Христенко пояснил корреспонденту "РГ", что некорректно с точки зрения рисков демонстрировать один и тот же подход в сфере электроэнергетики и газа. Сергей Нарышкин по этому вопросу выразился еще прямее: в том виде, в каком существует "Газпром", для России выгодно, так как это создает "подушку безопасности". При этом Виктор Христенко заметил, что жесткие нормы, которые предлагает Евросоюз, при игнорировании особенностей "развивающихся стран" как раз и могут привести к рискам и снижению энергобезопасности Европы.