• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не копите нефтедоллары ФБК предлагает вложить их в инфраструктуру

РБК daily. 15 ноября 2007

Не согласен с ФБК и научный руководитель Государственного университета — Высшей школы экономики Евгений Ясин. "Надо не просто получить и раздать нефтедоллары, их надо потом еще переварить экономике".

По оценке экспертов аудиторской компании ФБК, уже через три года ВВП страны может расти не на 6%, которые обещают чиновники, а на 9—10% в год. Но чтобы такой рост был устойчивым, эксперты предлагают законодательно закрепить обязательства государства по финансированию создания инфраструктуры государственного значения и переводить природные ресурсы не в финансовые, а в материальные активы такого рода.
В начале недели президент страны на заседании президиума Госсовета признал, что "с точки зрения развития транспортной инфраструктуры наша страна и наша экономика являются весьма запущенными". В качестве примера он напомнил, что за последние 15 лет количество действующих аэропортов в стране сократилось в четыре раза.
В странах, с которыми Россию традиционно сравнивают (Китай, Казахстан), в инфраструктуру инвестируется на порядок больше средств, отмечается в аналитическом исследовании компании ФБК, подготовившей свой сценарий развития экономики страны на 2008—2010 годы. "Развитие инфраструктуры необходимо сделать долгосрочным государственным приоритетом", — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Эксперты, в частности, предлагают законодательно закрепить обязательства государства по финансированию создания инфраструктуры государственного значения. В Германии, например, из бюджета страны финансируется создание инфраструктуры железных дорог.
В ФБК считают, что финансировать инфраструктурные проекты следует за счет нефтедолларов.
"В нашей стране опасно создавать денежный мешок — не долежит, все равно растратят", — комментирует г-н Николаев. Чтобы повысить эффективность бюджетных расходов, предлагается активнее стимулировать иностранных подрядчиков.
Авторы доклада предлагают отличную от правительственной технологию финансирования проектов из Инвестфонда. "Не государство должно собирать заявки, выискивая в них общегосударственную значимость, но оно само должно формулировать то, что ему действительно необходимо, а потом предлагать соответствующие проекты на конкурсной основе", — отмечается в докладе. Приоритетным проектом называется развитие инфраструктуры в тех регионах, которые обладают высоким потенциалом роста обрабатывающих отраслей.
Участники рынка предложения ФБК оценивают положительно. "У нас 420 км граница с ЕС в Псковской области, но в Псковской области нет даже намека на транспортную инфраструктуру", — возмущается вице-президент Евразиатского транспортного союза Юрий Щербанин. Он напоминает, что в СССР была мощная инфраструктура на внешних границах. Но построенные в советские годы порты, дороги остались в Прибалтике, на Украине, в Грузии.
По мнению экспертов, развитие инфраструктуры сдерживается не только финансовыми факторами, но и дефицитом качественно проработанных проектов. "Проблема в том, чтобы реализовывать конкретные проекты, — отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. — Говорят об этой теме много, но как только начинается проработка проекта, тут и возникают главные проблемы".
Эксперты не раз предлагали тратить на инфраструктурные проекты часть средств Стабфонда. Минфин сначала эту позицию не разделял, но недавно скорректировал свои взгляды: по предложению президента, госкопилка уже в этом году уменьшена на 300 млрд руб., которые направлены на создание институтов развития. Но на большие траты финансовое ведомство идти не готово: дополнительные траты провоцируют инфляцию. Не согласен с ФБК и научный руководитель Государственного университета — Высшей школы экономики Евгений Ясин. "Надо не просто получить и раздать нефтедоллары, их надо потом еще переварить экономике".