• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Налог на "случайную" прибыль

Российская Бизнес-газета. 2007. № 49. 25 декабря

В начале декабря глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ссылаясь на опросы ВЦИОМ, заявил, что 58 процентов представителей отечественного бизнеса не против того, чтобы пересмотреть некоторые приватизационные сделки 90-х годов.

КАК ВЕРНУТЬ государству деньги за первую волну приватизации? На этот непростой вопрос попытались ответить авторы законопроекта "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ". Законопроект официально внесен в Госдуму и принят к рассмотрению профильными комитетами. Поскольку его авторами являются представители партий, прошедших на выборах в Госдуму, то вероятность его не формального, а по существу рассмотрения весьма велика.

Разработчики предлагают собственникам, в свое время выкупившим предприятия на залоговых аукционах, уплатить единовременный налог — 20 процентов от сверхприбыли за первые десять лет. Как уверяют разработчики, государство сможет вернуть в бюджет около 1,5 триллиона рублей. Законопроект коснется примерно 200 крупных компаний, относящихся в основном к топливно-энергетическому комплексу, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности. Предполагается, что он может вступить в силу с 1 января 2009 года.

Стоит напомнить, что речь идет о так называемой "приватизации по Чубайсу" или "первой волне приватизации" (1992— 1998 годы), когда крупные предприятия были выставлены на аукционы и таким образом приватизированы. Не секрет: цена покупки нередко была намного ниже реальной стоимости.

В начале декабря глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ссылаясь на опросы ВЦИОМ, заявил, что 58 процентов представителей отечественного бизнеса не против того, чтобы пересмотреть некоторые приватизационные сделки 90-х годов.

До этого момента о пересмотре итогов "первой волны" не вспоминали с 2005 года, когда эту тему подняла Счетная палата.

В ведомстве Сергея Степашина тогда подсчитали: за десять лет бюджету был нанесен ущерб в 905,61 миллиарда рублей. Основная часть нарушений — "нечеткое описание и недооценка активов".

Текста нового законопроекта пока нет в информационной базе Госдумы, однако, по словам разработчиков, налоговая база будет рассчитываться как разница между чистой прибылью, полученной предприятием за первые десять лет его деятельности, и первоначальной ценой приобретенных акций (долей, паев). Если разница окажется положительной, полученную сумму предлагается обложить налогом. Как уточняет один из авторов, инициатива коснется только тех, кто приобрел компании на первичном рынке в ходе залоговых аукционов, добросовестных покупателей это не затронет. Исключение сделают и для тех, кто перекупал собственность позже.

Эта инициатива, убеждены представители предпринимательского сообщества, ударит по наиболее успешным предприятиям.

Как заявил обозревателю "Российской бизнес-газеты" заместитель главы комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков, законопроект — попытка с помощью псевдопростых решений решить достаточно болезненный вопрос. "Инициатива носит абсолютно популистский характер, — говорит Беляков. — Собственникам, которые приобрели предприятия, пусть по низкой цене, но на стадии упадка, и сумели повысить их капитализацию, придется выплатить больше, чем неэффективным владельцам. Даже обсуждение таких вопросов способно ухудшить инвестиционный климат в стране".

В РСПП сомневаются в перспективах законопроекта, поскольку он нарушает нормы налогового законодательства. К примеру, принцип нейтральности, то есть обязательства по уплате налога вводятся в зависимости от способа приобретения имущества.

— Введение налогов задним числом не соответствует нормам Налогового кодекса, — добавляет генеральный директор компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. — Если закон впоследствии кто-то захочет оспорить, он будет 200 раз прав. И что такое сверхприбыль? В правовой терминологии нет такого понятия. В обосновании документа должно быть четко сформулировано, в какой мере законно тот или иной собственник получил доходы, а это сложный вопрос. По законам того времени многие действовали правомерно.

— Очередное предложение, которое призвано держать общество в напряжении, — возмущается генеральный директор компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. — Авторы путаются в понятиях, предлагают очень странную селекцию бизнеса — тот, кто получил собственность через залоговые аукционы, должен поделиться, а остальные?" Рассчитать размер налога, считает Микаелян, будет очень непросто, учитывая прошедшую деноминацию, девальвацию, инфляционные процессы. Законопроект скорее всего не получит поддержки, "так как вопросы собственности крайне скользкие, и тем более не стоит дразнить гусей на глазах всего мирового сообщества".

Дискуссии о "возвращении общенародной собственности", похоже, будут продолжаться в России до бесконечности. Между тем в самом налоге ничего невозможного нет. Последней страной, которая занималась этим вопросом, была Великобритания.

Windfall tax — "налог на случайную прибыль" — был введен лейбористами в 1997 году. Речь шла о налогообложении сверхприбылей владельцев приватизированных в 1982—1993 годах госкомпаний. При этом введению налога предшествовали… 18 лет внутрипартийных дискуссий.

Однако в России приватизационный налог скорее декларируется в зависимости от того или иного политического момента, чем обсуждается и рассчитывается всерьез. Вопросы "У кого возьмем?", "Сколько?" и главное — "Зачем?" возникали и возникают при этом как-то мимоходом.