• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бегство от капитала

Газета.Ru. 14 марта 2008

По словам российских экспертов, новый шаг ЕС никак не отразится на состоянии нашей экономики. "Это вполне ожидаемо. Мы вводим точно такие же ограничения для зарубежных государственных фондов. Причем, помимо энергетики и оборонной промышленности, мы не пускаем их еще и в полиграфию и самиздат", - заметил в разговоре с "Газетой.Ru" научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. "Политика Евросоюза прямое отображение того, что делаем мы. Кстати, в США такие ограничения уже давно приняты. Там они в большей степени направлены против Китая, Японии и Тайваня. В штатах очень высокий дефицит платежного баланса, поэтому у их торговых партнеров скапливаются огромные средства в долларах, на которые они создают государственные фонды. Понятно, что они стремятся приобрести наиболее выгодные активы", - рассуждает Ясин.

Одним из итогов саммита ЕС в Брюсселе станут ограничения в странах Европы для инвесторов из Китая, России и Саудовской Аравии. Участники саммита обсудили проект закона, позволяющего европейским властям не пропускать нежелательные капиталы. Эксперты считают, что ЕС всего лишь принимает те же меры, которые вовсю действуют в России и США. Но в любом случае Москва воспримет шаг крайне негативно.

Как пишет в пятницу немецкая Handelsblatt, одной из ключевых тем саммита ЕС в Брюсселе стал проект "национальной привилегии", который европейским государствам позволит ограничивать поток "нежелательных инвестиций". Среди стран, откуда этот поток наиболее силен, называют прежде всего Россию, Китай и Саудовскую Аравию. Инициатором проекта выступила Германия, которая опасается российского и китайского контроля в стратегически важных отраслях ЕС, таких как энергетика и оборонная промышленность.

Как пишет издание, Евросоюз по итогам обсуждения разрешил странам-членам ввести усиленный контроль за государственными фондами других стран, которые инвестируют в европейскую экономику и всем членам ЕС будет предоставлено право защищать свою национальную экономику от нежелательных инвесторов.

Другими словами, Евросоюз позволит своим членам самостоятельно накладывать вето на инвестиции из этих государств. В проекте резолюции саммита говорится о том, что для защиты ЕС от непрозрачных инвестиций желательна единая европейская линия.

То, что ЕС опасается скупки своих активов государственными инвестиционными фондами из России, Китая и Ближнего Востока, стало понятно еще в июле 2007 года, когда Еврокомиссия начала изучение возможных последствий таких вложений. Франция и Германия при этом особенно беспокоилась за ювелирную индустрию, а Венгрия и Польша – за энергетический сектор. Также канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Никола Саркози отмечали, что эти госинвестфонды будут приобретать европейские активы в политических и прочих целях.

Россия и Китай, вкладывая свои деньги в важнейшие энергетические отрасли ЕС, преследуют не экономические, а стратегические и политические цели, утверждал в свою очередь и глава глава Еврокомиссии Хосе-Мануэль Баррозу. "Безусловно, Европа должна оставаться открытой для инвестиций, новый капитал способствует оздоровлению ее экономики. Но это не касается непрозрачных инвестиционных фондов", - отметил он. Баррозу выразил уверенность, что совместные меры стран ЕС помогут не допустить на европейский рынок непрозрачные инвестиции.

В конце февраля Еврокомиссия обнародовала предложения по регулированию инвестиционной деятельности госфондов из подозрительных стран. С них запросят информацию о размере и происхождении активов, структуре инвестиций, а также о правилах регулирования и надзора, в соответствии с которыми они действуют в своей стране. Кроме того, фонды должны будут выпустить документ, который определяет общие цели инвестиций, и раскрыть информацию об общих принципах отношений с властями. Таким образом, для добросовестных инвестфондов выполнить требования не составит труда.

Впрочем, по словам российских экспертов, новый шаг ЕС никак не отразится на состоянии нашей экономики. "Это вполне ожидаемо. Мы вводим точно такие же ограничения для зарубежных государственных фондов. Причем, помимо энергетики и оборонной промышленности, мы не пускаем их еще и в полиграфию и самиздат", - заметил в разговоре с "Газетой.Ru" научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. "Политика Евросоюза прямое отображение того, что делаем мы. Кстати, в США такие ограничения уже давно приняты. Там они в большей степени направлены против Китая, Японии и Тайваня. В штатах очень высокий дефицит платежного баланса, поэтому у их торговых партнеров скапливаются огромные средства в долларах, на которые они создают государственные фонды. Понятно, что они стремятся приобрести наиболее выгодные активы", - рассуждает Ясин.

С Ясиным согласен и директор института проблем глобализации Борис Кагарлицкий. "Россия на протяжении порследних 15 лет делала то же самое. Такое ограничение не противоречит международным нормам, хотя и идет в разрез с господствующей идеологией либерализации рынков", - заявил он "Газете.ru". Политолог опасается, что Москва воспримет этот шаг крайне негативно, так как речь идет об адресных ограничительных мерах. Впрочем непосредственно на российской экономике этот шаг "отразится очень положительно". " Российские инвестиции за границу нам пользы не приносят, – уверен Кагарлицкий. – Идет вывоз капитала".

"Влияние на российскую экономику в целом будет незначительным. Единственное, что может пострадать, - это эффективность вложений государственных резервов (средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния)", – объяснил, в свою очередь "Газете.Ru", главный экономист ФК "Уралсиб" Владимир Тихомиров. По его словам, если доступ в акции европейских компаний России все же будет закрыт, то госрезервы придется разместить в менее доходные бумаги.

В любом случае, решение ЕС будет иметь для нашей экономики гораздо меньшие последствия, чем уже принятый Еврокомиссией план регулирования энергорынка.

Именно из-за этого документа российские компании не смогут напрямую приобретать энергетические активы в Европе.

"У наших крупных холдингов уже достаточно ограничен выход на рынки стран Европы - особенно стараются не подпустить "Газпром" к газораспределительным сетям", - говорит эксперт-политолог Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов.

""Газпрому" придется отказаться от экспансии в европейскую энергетику и сектор газораспределения, "Лукойлу" - от покупки нефтеперерабатывающих активов, а металлургам - от приобретения меткомбинатов. С одной стороны, это снизит их стратегический потенциал, затруднит развитие на внешних рынках. С другой, эти деньги могут быть направлены на развитие производства в России", – отметил главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин.

Зато зачисление России в ряд стран, которым не доверяют, может иметь политические последствия. "Это больше вопрос политики. Также неизбежно возникнет вопрос, а если налагается запрет на инвестиции средств государства, то почему должны быть разрешены инвестиции компаний с госучастием? Поэтому следующим шагом ЕС, вероятно, станет ограничение вложений иностранных компаний", - отметил эксперт.