• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государство бросает себе вызов Так оценили эксперты инновационный сценарий развития экономики

Российская газета. 29 марта 2008

СМЕНА модели экономического устройства России — от сырьевой к инновационной — предполагает создание новой среды обитания, в которой комфортно бизнесу, где уютно чувствует себя капитал и есть стимул инноваций. Этими словами задала вчера тон дискуссии на "круглом столе", посвященном концепции социально-экономического развития страны до 2010 года, статс-секретарь — заместитель министра экономического развития и торговли Анна Попова.

Напомним: две недели назад это ведомство разослало проект концепции на согласование всем министерствам, в том числе известным российским институтам и отдельным экономистам, с тем чтобы до 1 апреля получить замечания и дополнения, и уже на их основе сформулировать план конкретных действий. А именно — дать ответ на вопрос, как будет реализовываться почти что футурологический сценарий перерождения одной экономики в другую. И в какие суммы обойдется это государству и бизнесу.

По общему мнению участников "круглого стола", собравшего видных российских экономистов, "концепция — реалистичная, но труднодостижимая. И задача в том, чтобы сделать ее реально достижимой".

"Если не ставить высокую планку, то не будет высокого напряжения", — заметил научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, добавив при этом, что он высоко оценивает этот документ и его направленность — инновационное развитие.

— Альтернативы этому нет, — резюмировал маэстро. Правда, то, что уже к 2020 году Россия управится с этой задачей, Ясин не совсем уверен. По его словам, переход к инновационной экономике — это долгое созревание всех институтов развития, корпоративных отношений. А ключевые проблемы новой экономики лежат в области дальнейшего институционального строительства и больших инвестиций, прежде всего от государства. Евгений Ясин считает, что необходимо в разы повышать заработную плату бюджетникам, сокращая разрыв с коммерческим сектором. Также подумать о пенсионерах, передав Пенсионному фонду часть средств фонда народного благосостояния. И о доступном жилье не забывать, особенно для молодых семей, которые смогли бы воспользоваться ипотечными схемами не к старости, а уже сейчас.

— На поддержку ипотечных программ государству надо найти не менее 10 миллиардов долларов, — уверен Ясин. При этом авторитетный экономист категорически возражает против того, что надо вновь "трясти" нынешнюю налоговую систему, в частности, снижать налог на добавленную стоимость до 12—13 процентов: "Единый социальный налог уже снижали, рассчитывали, что зарплата выйдет из тени. Но она не вышла".

Его коллега, президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, высказывался еще более категорично. Много вопросов, в частности, у него вызвала реалистичность воплощения долгосрочной концепции.

— Если сегодня финансовый сектор выводит 10—12 процентов ВВП за границу и при этом в концепции ставится задача сделать Россию финансовым центром, то одновременно такое невозможно, — сказал Григорьев. Кроме того, проблема реалистичности концепции состоит еще и в том, что государственные инвестиции в реализацию новой инновационной модели экономики могут составить не более 4— 5 процентов ВВП. Остальное должен сделать бизнес. И поэтому успех-неуспех документа, по мнению Григорьева, зависит от того, насколько быстро государство сумеет создать в России новый деловой инвестиционный климат для бизнеса.

— И не столько для крупного бизнеса, который изначально обречен на взаимодействие с государством, сколько для среднего и малого, — поддержал собеседника заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. По его словам, государству сегодня надо "буквально завоевывать средний и малый бизнес", доказывая, что оно — его надежный партнер. В итоге участники дискуссии пришли к выводу, что проведение инновационной политики — это вызов государства, по сути, самому себе. Как сказал проректор Высшей школы экономики, директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев, цифры, ориентиры, обещанное счастье — это хорошо. Но где гарантии, что, к примеру, в 2015 году к сегодняшним собственникам не придет " чужой дядя " и не отнимет собственность. К тому же примерно в этот период 2015—2017 годов в России начнется почти массовая смена собственников. Ведь большинству из них к тому времени будет уже под 70—80 лет. И они будут вынуждены передавать свой бизнес. И не факт, что наследникам.

Либо — продавать иностранцам, либо — "распылять" пакеты акций на фондовом рынке. Между тем прогнозов относительно таких вариантов по "переделу собственности" в концепции нет. О том, что защита прав собственности сегодня наиболее сложная и институциональная проблема, а в инновационной экономике она еще более обострится, согласились все участники "круглого стола". Однако представитель минэкономразвития Анна Попова на это заметила, что сегодняшнее корпоративное законодательство в целом реальный тормоз для внедрения инновационной экономики. И этот тормоз государство намерено убирать.

Еще одной, пожалуй, более серьезной угрозой для воплощения концепции в жизнь, по мнению собравшихся, станет коррупция. Отвечая на вопрос журналистов, не стоит ли в связи с этим учесть в концепции особо эту угрозу и прописать пути ее устранения, замминистра заметила, что такие механизмы противодействия уже созданы. По ее словам, во-первых, это создание административных регламентов, в которых четко указываются права и ответственность чиновников, оказывающих государственные услуги.

Что касается судебной системы, особенно касающейся разбирательств корпоративных конфликтов, то, по мнению Поповой, борьба с коррупцией в этой сфере требует материальных ресурсов. К примеру, введение повсеместной видео и аудиозаписи на судебных заседаниях. В ответ на это директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев довольно едко заметил, что видеокамеры и диктофоны — это, конечно, хорошо в борьбе с коррупцией, но проще простого все-таки это когда в обществе граждане декларируют свои доходы, а государство следит за их видимыми расходами: "Вот это была бы самая дешевая мера на фоне всех других".