• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"РЕФОРМЫ ПРОВОДЯТ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СТАТЬ ВЕЛИКИМ РЕФОРМАТОРОМ"

Новый компаньон (Пермь). 1 апреля 2008

Группа российских ученых, известных своими либеральными взглядами, дала несколько рекомендаций руководству Пермского края на предмет того, как создать эффективную модель управления регионом. Наибольшее внимание предложено уделить системе целеполагания: "Нужно ставить себе реальные цели и иметь в виду коридор реальных возможностей".

Группа российских ученых, известных своими либеральными взглядами, дала несколько рекомендаций руководству Пермского края на предмет того, как создать эффективную модель управления регионом. Наибольшее внимание предложено уделить системе целеполагания: "Нужно ставить себе реальные цели и иметь в виду коридор реальных возможностей".

В конце 2007 года исследовательская группа Института экономики переходного периода (Москва) во главе с руководителем Ириной Стародубровской провела комплексный анализ системы управления в Пермском крае, главным итогом которого стал перечень рекомендаций для совершенствования административных механизмов. Обсуждению результатов этого исследования было посвящено заседание Ученого совета института, которое состоялось 18 марта.

В заседании совета приняли участие директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, директор Центра фискальной политики Галина Курляндская, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, представители субъектов РФ.

Пермский край был представлен выступлениями губернатора Олега Чиркунова, экс-заместителя главы администрации губернатора Максима Решетникова и вице-председателя правительства края Анатолия Зубарева.

"Наиболее сильная сторона федерализма — наличие множества субъектов Федерации и множества моделей развития, каждая из которых обладает своей спецификой. В мире разворачивается конкуренция регионов за людей. Нам нужно понять, за счет чего Пермский край получит преимущество в этой конкуренции", — начал свое выступление Чиркунов.

Губернатор вновь высказал тезис о том, что важным преимуществом может стать система управления регионом, основанная на принципах "новой экономики", то есть экономики аутсорсинга. Кроме того, Чиркунов заявил, что "сложными социальными механизмами нельзя управлять сложными методами" и привел в пример "простые решения" сложных проблем: устройство детей из детских домов в семьи, денежные выплаты родителям детей, не посещающих муниципальные детские сады, схему распределения профицита краевого бюджета.

Заместитель руководителя департамента межбюджетных отношений Министерства регионального развития РФ Максим Решетников убежден, что в Пермском крае "пройден этап осознания государственной политики региона, поэтому акцент должен быть смещен в сторону технологизации управления процессами".

Заместитель председателя краевого правительства Анатолий Зубарев рассказал о модели "конкурентного здравоохранения", реализуемой в крае на протяжении 2,5 лет. "В своих решениях мы не претендуем на истину, но понимаем: если модель функционирования системы здравоохранения не будет изменена, вложения в этой сфере будут малоэффективны. Страховые организации должны конкурировать за клиента, а медицинские учреждения — за право оказывать услуги", — утверждает Зубарев.

С момента начала реформ уже почти половина населения края сменила по собственному решению обслуживающую страховую компанию. "Пусть даже идут к тем, кто больше улыбается — это, безусловно, позитивное явление", — отмечает Зубарев. Медицинские учреждения переведены на одноканальную систему финансирования с целью проведения конкурсов на оказание услуг программы государственных гарантий среди организаций всех форм собственности.

В завершение заседания с докладом выступила руководитель комплексного исследования системы управления в Пермском крае Ирина Стародубровская. На ее взгляд, управленческая идеология краевого руководства хорошо воспринята управленческой командой, транслируется ее членами "с горящими глазами", а профессиональный уровень кадров высшего звена отличается в лучшую сторону от большинства регионов как по формальным характеристикам, так и по демонстрируемым умениям и навыкам. Очевидные позитивные результаты, по мнению Стародубровской, дают такие используемые в крае инструменты, как проведение консервативной бюджетной политики, внедрение аутсорсинга в бюджетной сфере, использование механизма приоритетных региональных проектов.

При всех положительных сторонах региональной идеологии исследование выявило несколько проблемных моментов и противоречий, прежде всего, касающихся выстраивания взаимодействия между некоторыми органами государственной региональной власти и отношений региона с муниципалитетами. Критике подверглось и "ноу-хау" краевых руководителей — функционально-целевой подход к формированию структуры управления. В заключении исследовательской группы говорится о том, что работоспособные механизмы достижения "межблоковых" целей в развитии региона почти не действуют.

Тема целеполагания вызвала живую дискуссию ученых.

"Пермский край должен понять, в каких играх он участвует — Олимпийских или Паралимпийских? Нужно ставить себе реальные цели и иметь в виду коридор реальных возможностей", — полагает Наталья Зубаревич.

"Власти должны понимать, что достижение конечных результатов в определенной степени зависит от ее усилий, кроме того, показатели результативности могут подвергнуться манипуляциям тех, кто заинтересован в их согласовании с собственными интересами", — утверждает Ирина Стародубровская.

"Мы можем выбрать либо позицию ответственности, либо позицию жертвы, — парировал Олег Чиркунов. — Можно ходить в церковь и молиться на федеральную власть и экономическую конъюнктуру, а можно пытаться прогнозировать. Цель нужна уже только для того, чтобы понять неправильность выбранного пути и откорректировать движение".

"Не мы одни, а целый мир ищет разумные решения вопросов, которые мы сегодня обсуждаем, — подвел итог заседания Егор Гайдар. — Реформы проводят не для того, чтобы стать великим реформатором. Это всегда тяжелый и чреватый конфликтами процесс". "Ценный интеллектуальный ресурс", представленный опытом Пермского края, директор Института экономики переходного периода предложил оформить в учебных курсах и в книге, посвященной, в частности, проблемам реформирования бюджетного процесса. "Американским специалистам эта книга будет интересна не меньше, чем российским", — заметил Гайдар.