• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Если б я был президентом...

Известия. 15 мая 2008

Если бы президентское кресло досталось декану факультета политологии ГУ-ВШЭ Марку Урнову, то в его лице монополии обрели бы кровного врага, а малый бизнес — защитника и лучшего друга. По крайней мере, свои 10 "президентских" минут он посвятил призывам к "расчленению госкорпораций" и ставкам на малое предпринимательство.

В России новый президент, новый премьер и новый кабинет министров. Все новое, только проблемы старые, причем решать их придется все равно. Вчера по приглашению компании ФБК эксперты-аналитики собрались на заседание Экономического клуба, чтобы набросать обновленному правительству маленькую шпаргалку, с чего начать в экономике. Разумеется, они надеются, что их голос будет услышан.

Картина получилась весьма забавная. Был найден корень зла - упорное нежелание правительства признавать свои ошибки и тем более над ними работать. Определен главный враг - инфляция и монополии. Выбран лучший друг и опора - малый бизнес. И провозглашены три революционных лозунга, способных не то что экономику поднять, всю Россию перевернуть. Наконец стало ясно, что делать, и, что еще важнее, чего ни при каких обстоятельствах делать не стоит. Но обо всем по порядку.

- Неправильно связывать все существующие проблемы с новой конфигурацией правительства. У нас испокон веков существует старая добрая, но плохая традиция - мы никогда не возвращаемся к анализу неудач предыдущих программ. Мы почему-то считаем, что легче начать с нового листа. И еще - большинство экономических проблем имеет не экономические корни. Мы об этом все время забываем, и все попытки ведомств решить их в рамках экономических программ ни к чему не приводят, - сразу же заметил управляющий директор группы компаний "Тройка Диалог" Андрей Шаронов.

В общем, работа правительства Шаронова явно началась бы с вычленения самых досадных неудач по приоритетным направлениям деятельности, под которыми Шаронов понимает реформу судебной системы, правильное определение степени вмешательства государства в экономику и исполнение социальных обязательств.

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев начал бы свою работу с искоренения единственного и самого очевидного зла - инфляции: - Первое, на чем необходимо сконцентрироваться, - это комплекс антиинфляционных мер, о котором мы твердим с осени, но который до сих пор так и не появился. Надо, первое, принять саму антиинфляционную программу, второе, незамедлительно начать ее реализовывать и, третье, начать жестко контролировать ее осуществление.

По его мнению, явно недооценивая создавшуюся ситуацию, правительство в действительности оказалось ее заложником: - С позиции роста цен правительство является заложником неправильных и непринятых решений. Высокая инфляция будет и в ближайшие месяцы, и в ближайшие годы. Решить проблему радикально не удастся, тем более если мы и дальше будем продолжать заблуждаться насчет того, что наши цены импортируются из-за границы. Это не так.

В свою памятку для президента Николаев включил необходимость отказаться от принятой еще правительством Зубкова индексации тарифов естественных монополий, разработку четких и приемлемых мер таможенного регулирования, окончательный и бесповоротный отказ от "совершенно неэффективных мер заморозкиразморозки" и, самое главное, введение института экспертизы антиинфляционных решений. Без экспертного заключения этой структуры абсолютно по каждому предложению экономического блока правительства и самого президента, считает Николаев, можно еще больше усугубить ситуацию в стране.

Кстати, первый "неуд" эта несуществующая комиссия уже могла бы поставить: за решение о передаче Росстата в ведение Минэкономразвития и повышение тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки. Если бы президентское кресло досталось декану факультета политологии ГУ-ВШЭ Марку Урнову, то в его лице монополии обрели бы кровного врага, а малый бизнес - защитника и лучшего друга. По крайней мере, свои 10 "президентских" минут он посвятил призывам к "расчленению госкорпораций" и ставкам на малое предпринимательство.

- Нам в первую очередь необходима демонополизация, включая уход государства из ключевых отраслей экономики, ну или хотя бы минимизация их присутствия. Госкорпорации совершенно непрозрачны. Зачем они нужны, кроме как для перераспределения финансовых ресурсов в пользу людей, их контролирующих? Это язва, нарыв, с которой надо кончать!

После таких призывов "коллеги по временно занимаемой должности" руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер провозгласил три революционных лозунга: "Свободу бизнесу!", "Власть народу!", "Анархия - мать порядка!". Таким образом Гонтмахер порекомендовал отменить вообще все проверки для бизнеса, передать как можно больше реальных полномочий и денег на места и перестать наконец контролировать СМИ и "звонить судьям", влияя на их вердикты.

Черту под вариантами того, что "надо бы сделать", подвел зампред госкорпорации "Внешэкономбанк" Сергей Васильев. Он приготовил президенту перечень того, что ни при каких обстоятельствах делать не стоит: снижать НДС, расслабляться при формировании бюджета и тратить деньги на фантастические мегапроекты вроде моста через Керченский пролив.