• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшая школа компромиссов

Фармацевтический вестник. 16 февраля 2010

Первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон: "Мы здесь собрались не для того, чтобы говорить, что от наших желаний ничего не зависит, а для того, чтобы аргументированно что-то предлагать".

Представители фармассоциаций и медучреждений 10 февраля приняли участие в работе семинара "Регулирование цен на лекарства: возможен ли всех устраивающий компромисс?". По замыслу организаторов, участники должны были предлагать конструктивные решения по улучшению системы регулирования цен на российском фармрынке. Однако спикеры в большинстве своем предпочитали говорить о грядущих проблемах, а не о методах их решения.

Семинар, организованный Высшей школой экономики (ВШЭ), должен был стать площадкой, на которой стало бы возможным совмещение академической дискуссии с конкретными предложениями по улучшению ситуации. "Мы здесь собрались не для того, чтобы говорить, что от наших желаний ничего не зависит, а для того, чтобы аргументированно что-то предлагать", - отметил председатель заседания, проректор ВШЭ Лев Якобсон.

Профессор кафедры микроэкономики Финансовой академии при Правительстве РФ Андрей Юданов напомнил, что регулирование цен является общемировой практикой. "Государства не откажутся от регулирования цен, потому что оно очень эффективно. Медицина и здравоохранение - это такая сфера, сколько туда денег ни кидай, всегда будет недостаточно. А тут есть возможность", - пояснил эксперт и напомнил, что в ЕС, где действует информационная система PPRI (Pharmaceutical Pricing and Reimbursement Information), из 27 стран прямой контроль цен применяют 24. Андрей Юданов посоветовал представителям заинтересованных сторон выдвигать больше конструктивных предложений и бороться за создание специальной переговорной процедуры. По словам профессора, сейчас "конструктив" со стороны представителей рынка отсутствует. "Сразу начинаются разговоры о популизме, о том, что государство закрепляет цены, а потом будет менять. Начинается белиберда, и вместо конструктивных предложений ассоциации выступают с критикой государственных инициатив. Как-то надо договариваться, процедура должна быть", - резюмировал Андрей Юданов.

Президент СПФО Геннадий Ширшов сделал попытку найти положительные стороны в регулировании цен. По его словам, среди возможных плюсов - внимание со стороны первых лиц государства, долгожданное появление сведений о реальных затратах на лекарственное обеспечение по ограниченному перечню, а также подготовка фармотрасли к переходу на лекарственное обеспечение по страховому принципу. "Мониторинг и дальнейшая регистрация цен позволят государству сделать вывод, о том, какие цены вообще могут быть, - отметил Геннадий Ширшов. - Не исключена возможность того, что цены, которые мы получим в результате перерегистрации, могут быть положены в основу системы лекарственного обеспечения на принципах страхования, к которым мы так стремимся". Затем г-н Ширшов все же вернулся к недостаткам действующей методики регулирования цен и отметил основные из них, а именно жесткую позицию чиновников, не учитывающих реальных издержек производства, а также риск полного "вымывания" недорогих товаров. "Кроме того, может потребоваться не менее двух месяцев для того, чтобы новая система закрепилась и заработала должным образом, - заявил он. - Желательно, чтобы в течение этого периода был создан механизм решения возникающих проблем между государством и рынком".

На вопрос, есть ли у фармассоциаций конкретные предложения по исправлению ситуации, г-н Ширшов ответил, что создаваемая система должна стать основой для скорейшего перехода к полномасштабной системе лекарственного обеспечения на страховых принципах. После этого высказывания Лев Якобсон посчитал необходимым напомнить, что подобный переход на сегодняшний день "на повестке дня не стоит". По его словам, в государственном бюджете средств на такие преобразования просто нет.

"В силу своей социальной значимости лекарственное обеспечение стало объектом внимания со стороны государства, но было бы неплохо, чтобы при этом учитывался мировой опыт", - отметил директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. По его мнению, предлагаемая схема регистрации наценок будет эффективной только на короткий период времени, а в перспективе самым разумным решением стал бы переход к регистрации конечной отпускной цены.

"Поверьте, производитель знает, какой должна быть цена, он не будет дифференцировать цену в зависимости от региона и даст средневзвешенную цену по стране, - заявил Юрий Крестинский. - Другой вопрос, что подобная модель не будет выгодна товаропроизводящему звену. Это уже будет рынок производителя и рынок потребителя. Тем не менее именно за такой схемой будущее".

Лев Якобсон в очередной раз призвал участников сосредоточиться на вопросе, вынесенном в заголовок мероприятия: "Если компромисс в части регулирования цен на лекарства возможен, то расскажите, в чем он должен состоять". Руководитель справочноинформационного центра "Фармконтроль" Вадим Винокуров внял совету председателя семинара и разбил свое выступление на две части: "Что произойдет" и "Что надо сделать". По словам г-на Винокурова, применение предложенной методики регулирования цен на практике приведет к значительному сокращению оптового звена и глобальной монополизации рынка. "Рано или поздно на Госсовете пойдет речь о создании очередного Главмедснаба по поставке жизненно важных лекарств и дотирования за счет бюджета, - прогнозировал Вадим Винокуров. - Тогда произойдет окончательная монополизация рынка, и мы получим полностью закрытое ценообразование. В ближайшие год-полтора рост цен, который можно ожидать в силу вымывания дешевого ассортимента, составит 50 - 100%. Крайним, очевидно, окажется Росздравнадзор, потому что не те цены зарегистрировали". Среди решений, которые могут исправить ситуацию, Вадим Винокуров назвал переход к открытому рынку: "Наше главное отличие от европейских стран в том, что наш рынок относительно развит - на нем присутствует много субъектов в отличие от рынков развитых стран. Надо сохранить большое количество субъектов, сохранить конкуренцию между ними и через конкуренцию понизить цены". По словам эксперта, чтобы избежать монополизации рынка, нужно изменить сам подход к формированию списка ЖНВЛС.

"Во-первых, необходимо перейти только на торговые наименования. Во-вторых, включать в список только те препараты, у которых нет аналогов на рынке - в этом случае производитель не сможет извлечь сверхприбыль из монопольного положения на рынке", - заявил Вадим Винокуров.

Исполнительный директор АРФП Виктор Дмитриев в своих "прогнозах и предложениях" был не столь категоричен: "Да, какое-то время цены будут стоять на месте. Если будет дефектура в аптеке, появится механизм ручного управления, чтобы эти препараты вернуть. Проблемы будут, но рынок не рухнет. Какие предложения? Остановиться на новшествах и года три-четыре пожить по правилам, которые уже давно определены и к которым рынок адаптировался. А здесь что? Есть постановление, его надо выполнять. Выживем".