• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Чтобы поддержать привычную продуктовую корзину, ищут там, где дешевле"

Slon.ru. 17 февраля 2010

Декан "Высшей школы маркетинга и развития бизнеса"ГУ-ВШЭ Татьяна Комиссарова о разнице между декларируемым и реальным в покупательском поведении.

Есть несколько посылов. Первое. Исторически, в социальном опыте у большинства российского населения существовало государство, которое гарантировало качество. До недавнего времени, до появления решения об отмене обязательной сертификации государство так или иначе гарантировало качество. Поэтому в сознании потребителей существует такой параметр, как гарантированное государством качество продуктов. Второе. Биологический аспект. Человек должен сохранять себя как биологическую единицу, потому что все, что он ест, отражается на здоровье. Это одна из базовых потребностей человека. Третье. Рыночные реалии. У нас порядка 60% бедного населения. Это значит, что денег в кошельке ровно столько, сколько есть. Но экономя, предпочитают не ограничивать рацион, а сохранить его, но за счет покупки более дешевых товаров. Происходит некая игра с самим собой. Разница между ожиданиями и реалиями. С одной стороны, есть видимое разнообразие, с другой - потребитель понимает, что на самом деле не все продукты за низкие цены соответствуют стандартам. 60% бедны, денег нет, а поддержать уровень хочется. Поэтому, чтобы поддержать свою продуктовую корзину, они ищут там, где дешевле.

Возвращаясь к разнице между декларируемым и фактическим поведением. Качество - привыкли, что его гарантируют, биологически это важно, поэтому декларируется как приоритет. А де-факто, чтобы поддержать приемлемый стиль жизни, потребители вынуждены искать дешевые продукты.

Ориентированность на цену - это социальный показатель. На самом деле, среди потребителей, причем принадлежат они к разным по уровню достатка группам, есть те, кто смотрят в первую очередь на цену. И таких не очень много - 20%. Причем за время кризиса она выросла не намного, на 3 пункта (с 17%).

Относительно отмены сертификации могу сказать, что это засада. Единицы поставщиков и производителей, на самом деле единицы, кто думает о моральной ответственности. Почему потребители не верят декларируемому качеству? К примеру, в мясопереработке. Да большинство наших компаний работают сейчас не по ГОСТам, а по ТУ, выработанным внутри компании.