• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цель ради средства. Минфин задумал революцию в бюджетном планировании

ПРАЙМ-ТАСС. 26 февраля 2010

Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин: «Закрыть все целевыми программами нельзя. Идея правильная, но не надо перебирать через край».

Министерство финансов РФ разослало в федеральные органы власти проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. В 2000-х годах правительство уже пыталось добиться повышения эффективности бюджетного планирования с помощью среднесрочных программ бюджетных реформ. Однако до сих пор в сфере управления финансами сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем.

По-прежнему не хватает методик оценки деятельности органов государственной власти, отсутствует оценка всего набора инструментов, применяемых для достижения целей. На сегодняшний день продолжает применяться раздельное планирование программных и непрограммных капитальных и текущих расходов, сохраняются условия для увеличения бюджетных расходов, а также отсутствуют стимулы для мотивации органов местного самоуправления в области повышения эффективности расходования этих средств.

Озадачившись проблемой несовершенства способов бюджетного планирования, Минфин разработал новые меры. «Программа не является чем-то новаторским, — рассказал директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Алексей Лавров. — Это продолжение начатых ранее реформ. Новые вызовы и новые требования побудили Минфин провести ревизию существующей системы, и сформулировать новые меры, чтобы к 2012 году выйти на новый уровень».

Для того, чтобы бюджет был эффективным, нужно связать цели и инструменты, полагают в ведомстве. Минфин предлагает взять за основу долгосрочные целевые программы, в рамках которых должна осуществляться четкая постановка цели. Долгосрочные целевые программы должны формироваться практически для всех расходов федерального бюджета, за исключением таких, как обслуживание государственного долга, содержание законодательной и судебной власти, отметил представитель Минфина.

«Мы предлагаем, чтобы, по крайней мере, уже следующий бюджет, по крайней мере, аналитически был сформирован в размере целевых программ министерств и ведомств, а с 2012 г. и утверждался в таком формате», — сказал А. Лавров.

Сами программы будут содержать в себе совокупность ведомственных целевых программ, у которых, в свою очередь, также будут определенные цели, четкие объемы услуг и субсидий. Только таким образом, можно будет понять, нужны ли эти конкретные непосредственные результаты для достижения целей долгосрочных целевых программ. «Это и есть бюджетирование, ориентированное на результат», — пояснил представитель Минфина.

Для осуществления этих планов, необходимы и структурные изменения. В частности, стоит перейти на субсидии бюджетным учреждениям, которые будут оказывать государственные услуги и добиваться определенных целей.

«К программе прилагается план мер на полгода, состоящий из 49 позиций, — добавил А. Лавров. — Если программа будет одобрена, предстоит кропотливая работа...»

«Программа очень амбициозна и даже революционна», — так прокомментировал инициативу Минфина руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич в рамках Экономического клуба РИА «Новости». По его мнению, наиболее важным элементом нововведения является переход к программному формированию бюджета. «Меняется принцип финансирования, — отмечает он. — Сейчас финансируется деятельность учреждений, а будут финансироваться услуги». Правда, сколь ни была бы масштабна эта реформа, она задает лишь вектор, считает эксперт. Результата не будет, пока двигаться к цели будет только Минфин.

Есть одно «но», считает Е. Гурвич. «Большую часть целей очень трудно описать. Ведь привычные нам количественные критерии не описывают ситуацию полностью», — полагает он. Кроме того, такую систему финансирования нужно ввести повсеместно. «Во всех отраслях нужно реализовать эти принципы и провести структурные реформы», — заявил он, отметив, что к программе следует добавить политическую волю.

Менее оптимистичен научный руководитель государственного университета «Высшая школа экономики» Евгений Ясин. «Закрыть все целевыми программами нельзя, — считает он. — Идея правильная, но не надо перебирать через край». Необходимо будет поставить цели для всех, без исключения, расходов федерального бюджета, — напомнил экономист, усомнившись в реальности исполнения подобных затей. Кроме того, ни одна действующая до сих пор ФЦП, может быть, за исключением национальных проектов, не достигла таких показателей, которые были в ней заложены. По его мнению, стоит также ограничить полномочия центрального правительства, передав их на уровень ниже. Эффективность может быть выше, поскольку уровень ответственности у таких чиновников обычно выше.

«Не все можно списать в программно-целевой подход», — соглашается Директор центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ Ксения Юдаева. Как будут выбираться цели, учитывая бюджетные ограничения? Дело не только в деньгах, отмечает она. Важны и адекватные стимулы и адекватные люди. «Не все цели фискальные, поэтому надо тонко подходить к дизайну инструмента», — изящно заключила К. Юдаева.

Президент центра стратегических разработок Михаил Дмитриев отметил, что эту реформу вряд ли удастся реализовать в течение ближайших двух-трех лет. Кроме того, он указал на коррупционные риски. «Современные методы управления предполагают свободу. Но на фоне коррупции это чревато злоупотреблениями», — предупреждает он.

Любая осмысленная деятельность имеет цель, настаивает на своем А. Лавров. «Если половина бюджета формируется в рамках целевого программирования а все остальное — по старой схеме, получится неработоспособная система. Все может быть переведено в формат современных программ, главное наделить министров полномочиями и ресурсами», — убежден Минфин.