• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нужно собрать все вагоны в кулак, сформировать "вторую грузовую компанию", и продать ее на рынке

Slon.ru. 15 марта 2010

Профессор ГУ-ВШЭ Владимир Коссов об исследовании "Роль государственной железнодорожной монополии в процессах государственного управления хозяйственным комплексом РФ".

У вас выбор между двумя разными стратегиями. Одна - зарабатывать как можно больше, вторая - не проиграть. Надо действовать одинаково. Но это при определенных условиях, которые должны быть выполнены. Должна быть конкуренция, должен быть свободный рынок. По этой причине действия расходятся. Стремление к максимальному выигрышу жутко опасно. Лучшая стратегическая установка - на минимум проигрыша. Когда говорят про приватизацию, то понимают, что при этом хотят заработать. Я говорю, что надо стремиться к минимуму проигрыша.

Путь и тяга - вместе или раздельно? Ответ - вместе. Как только начнете делить, риски вырастут, а сможете ли заработать - непонятно.

Собрать все вагоны в кулак, сформировать вторую ГК, и продать ее на рынке: денег получите больше, чем от продажи вагонов в распыленном виде. Такая аналогия помогает понять, почему так высказались на комитете, почему не делить путь и тягу, почему создавать ВГК.

Неизвестна позиция РЖД, но вопросы о кадрах существенны. Это стандарты корпоративного управления. Сегодня обсуждается этот вопрос. Когда появится новый собственник, то они внесут вклад в это дело. Но они сделают это с учетом ошибок, которые были при формировании ПГК. Это сказал представитель РЖД.

Вопросы и ответы:

- Почему тогда провели реформу РАО, если делить пути и тягу нельзя?

- Я много сотрудничал с РАО ЕС, вы хорошо помните, что Кутовой и Кудрявый выступали против реформы РАО. Один мотив был главный - это проблема безопасности. Пока Чубайс сидел в РАО, особых проблем не было. Хотя была угроза, что когда все на свете от всего на свете отделять, то возникают риски. Это неизбежность или головотяпство? Это - очевидное головотяпство. Было 13 минут времени, времени было более, чем достаточно, чтобы перекрыть подачу на вторую турбину - тогда никакой аварии на СШГЭС не было бы. Я хочу подчеркнуть, что это не свойство реформы, а свойство головотяпства. Люди должны были иметь полномочия, чтобы скинуть задвижки, а они искали начальство, которое было в Москве. Убило это. Чего я боюсь, к сожалению: порезать организацию - порезали, а структуру управления, которая защищена от сбоев, не выстроили. Авария на СШГЭС нарушила реформу. Памятуя об этом, я и говорю, что лучше не трогать, не делить путь и тягу. Эти отношения нас кормят, давайте это не ломать.

Чубайс задумал реформу в тот момент, когда 30% мощностей были не загружены. 13 - 15% мощностей энергетики должны быть свободны каждый день. Это давало возможность проскочить реформу при незагруженных мощностях. С точки зрения РАО, была опасна проволочка. Когда проводишь реформу на полных мощностях, то тарифы растут. Если мы хотим устранить узость, то за эту узость надо платить. Кто платит - не важно. Но за это платить придется. Не хватает в Москве мощностей.