• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Власть хочет быть доброй

Новые известия. 5 апреля 2010

Первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон: "С точки зрения абстрактной экономики, предприятия, которые не справляются с поставленными задачами, нужно банкротить".

В конце прошлой недели правительство внесло в Госдуму проект поправок в действующий федеральный бюджет. Основная их суть - увеличение объемов существующих госгарантий. По прикидкам общий лимит может вырасти примерно до 500 млрд. руб. Аналитики отмечают, что при нынешних ценах на нефть государство может себе позволить быть добрым.

В частности, правительство предлагает увеличить в 2010 году объем гарантийной поддержки на реализацию инвестпроектов со 100 до 175 млрд. руб. за счет не использованных в 2009 году средств бюджета. Так же, как говорится в пояснительной записке к документу, "предоставлена возможность обеспечения государственными гарантиями РФ не только возврата суммы кредита (выплаты номинальной стоимости облигаций), но и уплаты процентов за пользование кредитом (дохода по облигациям в виде процентов)". Кроме того, государство намерено увеличить в этом году объем гарантийной поддержки по инвестиционным кредитам, привлекаемым на территории Чечни с 10 до 15 млрд. руб. (опять же за счет неиспользованного объема в 2009 году).

Не забыты и госкорпорации. Если Госдума утвердит поправки, то "Роснано" сможет получать госгарантии по займам, привлекаемым не только на реализацию инвестпроектов, но и в целом на осуществление своих основных функций. Новые виды госгарантий РФ по кредитам либо облигационным займам предусмотрены для "Российских автомобильных дорог" (в объеме до 3 млрд. руб. "Объединенная авиастроительная корпорация " сможет погасить кредиты ( возврат суммы основного долга и уплату процентов) - собственные и дочерних компаний - в объеме до 46,28 млрд. руб. Государственные гарантии предполагается выдать и по облигациям "Оборонпрома", выпускаемым на погашение кредитов (основной долг и проценты) в объеме до 21,526 млрд. руб.

Вместе с тем с учетом тех объемов, которые были фактически предоставлены в 2009 году, сокращаются гарантии по кредитам, привлекаемым системообразующими предприятиями (отобранными в установленном правительством порядке) - с 225 до 108 млрд. А для стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса общий лимит понижается с 75 до 47 млрд. руб. Предложение правительства не выглядит неожиданным. Ранее глава Минфина Алексей Кудрин заявлял, что лимит госгарантий, заложенный на этот год - 300 млрд. руб., а если правительство примет решение перенести на 2010-й неизрасходованные в 2009-м средства, то эта сумма может вырасти примерно до 500 млрд. руб.

Правда, как показала практика, государственные гарантии не приводят к улучшению финансового состояния предприятий. По крайней мере их налоговые отчисления за 9 месяцев прошлого года снизились в 10 раз - с 33 до 3 млрд. руб. Эти цифры были озвучены на недавней расширенной коллегии Федеральной налоговой службы РФ. По данным руководителя ведомства Михаила Мокрецова, в 2009 году было выдано 70 госгарантий на 146 млрд. руб., под которые многие предприятия получили кредиты, но их финансово-экономические показатели не улучшились.

Тем не менее предложение правительства в Думе наверняка получит "зеленую улицу". "Таким образом, мы запускаем новый механизм ответственности, - прокомментировал "НИ" грядущие бюджетные поправки председатель парламентского комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. - Ведь бизнес, связанный с инновациями, расходует деньги крайне неэффективно. Он их просто "осваивает", не оформляя никакой интеллектуальной собственности.

Ежегодно выделяется около 250 млрд. руб. на инновации, а "практического выхода" от них нет! Госгарантии позволяют снять прямое финансирование, включить кредит и заставить разработчиков работать на результат".

На вопрос, не попадет ли государство впросак, поднимая свою ответственность перед банками, г-н Федоров ответил, что "еще не было такого случая, чтобы государство проиграло. "Так как для банка это убытки, а для заемщика - тюрьма, все участники процесса хорошо взвешивают и просчитывают свои возможности", - утверждает депутат. Более того, бизнесу даже легче жить. Глядя на то, что поддерживает государство, какие "дорожки" оно прокладывает, можно быстрее развивать бизнес в нужном направлении, рассуждает народный избранник.

Первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон тоже полагает, что государство не проиграет. "Ведь госгарантии (в случае успеха) не предполагают прямых затрат, - пояснил он "НИ". - Нужно либо инвестировать самому, либо привлечь иностранного инвестора, который идет неохотно. А госгарантии и есть выход из положения". Другое дело - системообразующие предприятия, подчеркнул ученый. "С точки зрения абстрактной экономики предприятия, которые не справляются с поставленными задачами, нужно банкротить.

Но жизнь тем и отличается от учебника, что в ней есть еще и люди, и целые города, которые не выживут без поддержки. Есть социальный и политический контекст. Но и бесконечно поддерживать не дело. Нужна более жесткая политика к моногородам.

При нынешних ценах на нефть в этом году государство может себе позволить быть добрым. А что будет через год - неизвестно", - предостерегает эксперт.