• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бросились за покупками

Новые известия. 22 июня 2010

Как утверждается в исследовании деловой активности организаций розничной торговли, подготовленном Высшей школой экономики, в первом полугодии 2010 года оценки экономической деятельности организаций розничной торговли оказались лучшими с начала 2009 года.

Когда начался кризис, розничная торговля в нашей стране держалась до последнего. Но сдать позиции пришлось, в конце концов, и ей. Однако, как утверждается в исследовании деловой активности организаций розничной торговли, подготовленном Высшей школой экономики, в первом полугодии 2010 года ситуация изменилась. Оценки экономической деятельности организаций розничной торговли оказались лучшими с начала 2009 года.

Одной из главных определяющих тенденций стала стабилизация потребительского рынка, поддерживаемая ростом реальных денежных доходов населения, восстановлением потребительского кредитования и как следствие улучшением спроса. «Во II квартале значения таких показателей, как оборот розничной торговли (+5%), объем продаж в натуральном выражении (+1%), заказы на поставку товаров (+5%), впервые после кризисного периода перешли в положительную зону», — сообщил «НИ» директор Центра конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ Георгий Остапкович.

По словам ученого, рост доходов населения также способствовал дальнейшему расширению ассортимента товаров. «Отчасти эти перемены отразились и на улучшении динамики розничного товарооборота по всем видам реализуемой продукции. Однако сформированная кризисными процессами структура потребительских предпочтений пока сохранилась. В частности, продолжился опережающий рост приобретения продовольственных товаров по сравнению с непродовольственными», — отметил г-н Остапкович.

Нужно пояснить, что исследование дает не бухгалтерские цифры роста, а экспертные оценки: соотношение тех участников рынка, кто отметил рост, и тех, кто продолжал нести убытки. Так вот, эта пропорция впервые с начала кризиса отрасли пошла в «плюс». Положительные изменения выразились и в величине индекса предпринимательской уверенности, который за II квартал 2010 года вырос на два процентных пункта и составил 9%. «Вместе с тем, несмотря на столь очевидные положительные настроения руководителей торговых фирм, пока еще нет оснований однозначно утверждать о полном выходе отрасли из кризисного состояния, — предупреждает Георгий Остапкович. — Во-первых, в силу того, что достигнутые в середине 2010 года значения основных показателей еще далеки от соответствующих минимальных значений докризисного периода. Во-вторых, следует учитывать, что финансово-экономическая деятельность торговых организаций все-таки продолжает зависеть от многочисленных внешних факторов, зачастую оказывающих отрицательное воздействие на деловой климат в данном секторе экономики». Главными негативными сигналами участники рынка назвали снижение обеспеченности собственными финансовыми ресурсами и сокращение прибыли.

Стоит отметить, что розничный рынок стал своего рода последним бастионом нашей экономики, он сдал положительные темпы роста позже всех. По данным Росстата, розничный оборот в стране в 2009 году упал на 5,5% (при среднем ежегодном росте в 12% в предыдущие годы) по сравнению с 2008-м. Но падение было резким и болезненным. Для наглядности приведем такой пример: объем розничных продаж сотовых телефонов в России только в I квартале 2009 года снизился в 2,16 раза по сравнению с тем же еще докризисным периодом 2008-го. Но в первом полугодии этого года динамика торговли «мобильниками» пошла в рост — оборот увеличился на 2,9%.

Впрочем, Дэйл Кларк, руководитель направления по оказанию услуг сектору розничной торговли PricewaterhouseCoopers в России, рассказал «НИ», что и при росте оборота сохраняется «кризисная тенденция»: потребители покупают меньше товаров премиум-класса, выбирая более дешевые марки: «Это означает, что российский "престиж" сменился экономией. Из супермаркетов 10–15% потребителей перешли в дискаунтеры. Этот формат и во время кризиса продолжал развиваться, в то время как выручка, например, розничных продавцов премиальной одежды в прошлом году упала на 50%». Татьяна Шустова, эксперт «Эрнст энд Янг», заявила «НИ», что ритейл в России, безусловно, и дальше будет расти, но уже не такими темпами, как раньше. «До конца года мы ожидаем положительную динамику оборотов розницы на 5–10%, при том что нормальным для жизни считается 6%», — отметила специалист.