• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Запросы не по бюджету

Российская газета.ru. 25 июня 2010

Правительство намерено поставить под жесткий контроль реализацию и подготовку федеральных целевых программ. Бюджетные деньги под них получат только те ведомства, которые докажут обоснованность и эффективность трат. «Целей можно достичь меньшими средствами» — считает директор Центра развития ГУ-ВШЭ Наталья Акиндинова.

Конкретные предложения о том, как именно распределить в следующем году деньги на ФЦП, к июлю должно представить минэкономразвития. Такое поручение министерство получило по итогам совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова, которое прошло на этой неделе, заявил представитель его секретариата.

Прогнозировать, какие именно программы подвергнутся сокращению, в минфине и в минэкономразвития пока не берутся. Но органам исполнительной власти уже дали понять, что амбиции по финансированию ФЦП следует умерить — только на новые программы и подпрограммы в 2011 году они запросили более 230 миллиардов рублей. Всего с 2011 по 2013 годы запрошено более триллиона рублей. Самые большие заявки были у минтранса и минрегиона. Однако, по расчетам минфина, общая стоимость действующих ФЦП на следующий год должна уложиться примерно в 650 миллиардов. Этот подход Кудрина, говорит один из участников совещания, был активно поддержан первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Он дал понять, что это совещание — только прелюдия к большому разговору о судьбе ФЦП и работе отдельных ведомств.

Руководство страны, напомним, не раз посылало ясные сигналы, что возможности по наращиванию расходов казны ограничены. Но речь идет не о механическом сокращении ФЦП, поясняет один из чиновников.

Ставка делается на четкое выделение приоритетов и эффективное расходование средств. Еще выступая на совместной коллегии минфина и минэкономразвития, премьер поставил перед ведомствами задачу: каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат. Этот тезис стал основным во время «серьезного разговора» Шувалова с ведомствами во вторник, так как пока с нацеленностью на результат дела продвигаются медленно. Как выяснилось на совещании, несмотря на все звучавшие предупреждения, готовность новых ФЦП и подпрограмм очень низкая, многие госзаказчики не обеспечили их своевременную разработку, а это затрудняет определение обоснованного объема финансирования, рассказывает источник, знакомый с ходом дискуссии. Самые большие претензии, по его словам, были к программе снижения рисков на объектах теплоснабжения и таможенного контроля на границе.

Основные критерии отбора программ на следующий год — высокая степень готовности и соответствие целям экономического роста. Еще один критерий — обязательное соблюдение программно целевого принципа формирования ФЦП. Такой подход, напомним, заложен в программе повышения эффективности госрасходов, предложенной минфином. Предполагается, что он будет распространяться на все государственные затраты. В дальнейшем они будут структурированы в долгосрочные государственные программы, рассчитанные на 10–15 лет, ФЦП станут их составной частью, поясняли раньше в минэкономразвития. А в программах обязательно должны быть прописаны как конечные цели расходов, так и механизм их достижения.

О переходе к формированию бюджета с ориентацией на конечный результат говорили еще до кризиса. Возникший на его фоне бюджетный дефицит заставил вернуться к этой идее. Даже при закладываемой цене нефти в 75 долларов за баррель расходы казны превысят доходы, по предварительным расчетам, на 3,4 процента ВВП, или 1,7 триллиона рублей. Притом у государства сохраняются социальные обязательства, отменять которые, как не раз подчеркивали президент и премьер, никто не собирается. Дополнительные деньги понадобятся и на запуск новых проектов по модернизации. Приоритет планируется отдать ФЦП в сфере высоких технологий и инноваций, образования и здравоохранения.

Расходы на ФЦП, заметим, занимают немалую часть в общих бюджетных тратах. Пика они достигли накануне кризиса, когда составили 11,03 процента от общих расходов бюджета. И даже в кризисный год их «вес» в бюджете составил 8,4 процента. При этом вопросов об эффективности ФЦП всегда было немало. Прежде проблемы возникали из-за неравномерного выделения денег, в этом году, как оказалось, есть сложности с освоением средств. По данным департамента государственных целевых программ и капитальных вложений минэкономразвития за первый квартал этого года, по направлению «капитальные вложения» профинансирована почти половина расходов, заложенных на год, освоено чуть больше 9 процентов средств. Всего, по данным департамента, в этом году финансируется 53 ФЦП и 98 подпрограмм, общая сумма расходов должна составить более 740 миллиардов рублей.

«Целей действительно можно достичь меньшими средствами. Все без исключения ФЦП нуждаются в том, чтобы их программно-целевой принцип был усилен», — соглашается директор Центра развития ГУ-ВШЭ Наталья Акиндинова. Они должны исходить, с одной стороны, из того, насколько ФЦП решают проблемы развития экономики, с другой — насколько эффективно расходуются средства, поясняет эксперт. При этом, по ее словам, важны не столько объемные показатели — например, какое количество километров должно быть построено, а анализ того, как это повлияет на экономическое развитие регионов и их транспортную доступность. По этой теме, говорит Акиндинова, существуют зарубежные и отечественные исследования. С точки зрения эффективности расходования средств самые большие проблемы, по ее мнению, лежат в сфере госзакупок и привлечения подрядчиков. «Надо, чтобы конкурсы были честными, не проводились за три цены и их не выигрывали компании, которые не могут выполнить работы», — говорит Акиндинова. При этом, замечает она, следует обратить внимание на программы, имеющие имиджевый характер — такие, например, как разработка системы ГЛОНАСС. «Это все важные, прорывные вещи, но из-за их приоритетности никто не решается проверить, насколько эффективно тратятся деньги», — говорит Акиндинова.