• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Торговля слабо оживает

Газета.Ru. 29 июня 2010

Во втором квартале 2010 года российская торговля почувствовала признаки оживления после полутора лет замедления. 2-ой квартал 2010 года принес позитивные изменения в сегменте розничной торговли - к таким выводам пришли в центре конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики

Во втором квартале 2010 года российская торговля почувствовала признаки оживления после полутора лет замедления. Растут обороты продаж и выручка, количество заказов и ассортимент товаров. Но говорить о переломе рано:мешает слабая потребительская уверенность и проблемы с банковскими кредитами.

II квартал 2010 года принес позитивные изменения в сегменте розничной торговли. К таким выводам пришли в Центре Конъюнктурных Исследований Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики, проанализировав мнения руководителей более чем 4200 организаций розничной торговли.

Оценки экономической деятельности в отрасли оказались лучшими с начала 2009 года. Впервые за этот период доля респондентов, отметивших увеличение оборотов розничной торговли по сравнению с предыдущим кварталом, превысила долю тех, кто утверждае обратное.

Статистика это подтверждает. По данным Росстата, начиная с января оборот розничной торговли с учетом инфляции увеличился с 3,9% в январе до 5,7% в мае. "Также мы видим восстановление продаж в продуктовых розничных сетях, так рублевая выручка "Дикси"увеличилась в апреле на 16%, в мае на 18% (январь - 11%), выручка "Магнита"в рублевом выражении выросла в апреле на 33%, в мае на 35% (в январе 2010 - на 25%)", - добавляет аналитик ФК Открытие Мария Бовыкина.

Впервые после кризисного периода отмечается увеличение заказов на поставку товаров. "Рост доходов населения также способствовал дальнейшему расширению ассортимента товаров", - отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ Георгий Остапкович.

Впрочем, говорить о переломе рано. Второй квартал прошлого года был очень плохим, напоминает аналитик потребрынка ИК "Тройка-Диалог"Виктория Соколова, поэтому сравнение с ним безусловно на пользу данным от II квартала 2010 года. Игроки же рынка, говорит она, утверждают, что в июне рост замедлился по сравнению с маем.

Уменьшаются и темпы роста цен. "Устойчивая тенденция по снижению инфляции в течение 2010 года на фоне сохраняющихся ограничений потребительского спроса, по-прежнему оставались в ряду главных факторов, влияющих на сдерживание роста цен", - утверждают авторы исследования. За 2009 год цены на товары и услуги выросли на 8,8% против 13,3% в 2008 году, в апреле 2010 показатель составляет 6% в годовом выражении. Вместе с этим, отмечает Остапкович, продолжает падать показатели прибыли розницы, хотя по сравнению со II кварталом прошлого года падение сократилось с 17 до 5%.

По информации Бовыкиной, некоторые продуктовые ритейлеры продолжают политику инвестирования части прибыли в уменьшения цены для того, чтобы увеличить объемы продаваемой продукции.

Достигнутые к середине 2010 года показатели все еще очень далеки от значений докризисного периода, единодушны эксперты. Больше половины опрошенных руководителей торговых организаций назвали в качестве главного отрицательного фактора недостаточный платежеспособный спрос. В основном, считает Соколова, это связано с тем, что реальные доходы населения все еще растут недостаточно быстро, чтобы преодолеть страх покупать. Особенно осторожно люди ведут себя, когда речь заходит о покупке предметов не первой необходимости. Но даже и при покупке продуктов не наблюдается возвращения назад тех, кто в начале кризиса ушел с дорогого сегмента в дешевый, отмечает эксперт.

К тому же ситуация с потребительским кредитованием остается тяжелой. Банки дают деньги все еще по высоким ставкам и гораздо более осторожно относятся к клиентам, поэтому люди зачастую должны пройти большие административные барьеры, чтобы получить деньги в банке.