• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика идей

Итоги. 5 июля 2010

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин делится своими рецептами лекарства от кризиса.

Своими рецептами лекарства от кризиса с «Итогами» поделились научный руководитель Государственного университета — Высшей школы экономики Евгений Ясин и председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

— Решение G20 сократить госрасходы избавит мир от кризиса?

Евгений Ясин: Сокращение госрасходов — мера правильная, без этого стабилизировать экономику и начать новый рост невозможно. На Западе благодаря этим сокращениям добиться таких результатов можно легче и быстрее, чем в России, поскольку у нас изначально инфляция была выше.

Евгений Федоров: Если мы посмотрим историю вопроса, то увидим, что за увеличение госрасходов традиционно выступают США, а за сокращение — Европа и все остальные страны мира. Почему? Потому что увеличивать госрасходы можно только в системе однополярного мира. У кого есть «длинные деньги»? Только у того, кто может собирать со всех на свои внутренние нужды. Фактически США обращаются к другим странам с предложением не ограничивать потребление внутри Штатов. Но это можно делать только за счет других. Убежден, что кризис не закончится, пока не исчезнет эта однополярная политико-экономическая конструкция, базирующаяся на постоянно растущем потреблении одной страны.

— Все ли ведущие страны готовы «затянуть пояса»?

Е. Я.: Сокращать расходы надо. Между тем, например, в нашей стране были сделаны неоправданные, на мой взгляд, шаги. Если на повышение пенсий выделено 600 миллиардов рублей, что очень много, и при этом не решена проблема сбалансированности Пенсионного фонда, а деньги просто раздаются, не понятно, что будет завтра. Я не вижу опасности в сокращении потребления, а вот популистские шаги вызывают чувство настороженности.

Е. Ф.: Только что Штаты приняли решение увеличить расходы на здравоохранение на триллион долларов. На триллион! У них этих денег нет — они их взяли в Европе, России, Китае. Посмотрите, что делает Европа: она снижает зарплаты, пенсии, там понимают, что нужно сокращать потребление, хотя оно изначально ниже, чем в США, — примерно в два раза. Но в Штатах такого понимания нет. Это значит, что «съели» триллион, «съедят» еще два или пять. Это путь в никуда. Уже сейчас потребление США составляет 40 процентов от мирового ВВП. Когда-то же надо остановиться!

— Как «взбодрить» экономику, отказавшись от общества потребления?

Е. Я.: Мир входит в инновационную экономику, которая характеризуется относительно низкими темпами роста — 2–3 процента в год. Развивающиеся страны сегодня растут не потому, что они такие умные, а потому, что пришел их час. Но рано или поздно они подойдут к тому же барьеру, так как исчерпают избыточные трудовые ресурсы. И что дальше? Смогут ли они производить инновационную продукцию, которая делается сегодня в США и Европе? Они обнаружат, что не смогут, потому что для этого нужны глубокие культурные изменения. На этом их быстрый рост закончится. Западу же уже сейчас придется перекладывать больше расходов на население. Я помню, как смотрел по телевизору передачу о пенсионерах в Германии: старушки с голубенькими кудрями, путешествующие по миру. Смотрел и думал: «Скоро им не хватит чернил так краситься...»

Е. Ф.: Потребление распределено неравномерно. Например, в России спрос недооценен, как и человеческий капитал. Если мы посмотрим балансы других стран, то увидим, кто «платит за музыку», то есть за растущее потребление в США: Китай (40 процентов его ВВП идет в Штаты), Россия, Япония... ЕС примерно на нулях — он отдает столько же, сколько потребляет. Поэтому в России спрос надо стимулировать. В силу специфического положения нашей страны и недооцененности ее вклада в мировую экономику. В материальной экономике у нас низкая производительность труда, но в интеллектуальной сфере вклад России огромен — четверть мировых технологий создано на базе российских идей!