• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стали еще тяжелее

Российская Бизнес-газета. 11 января 2011

В статье идет речь о темпах роста машиностроения в 2010 году

Машиностроение показало рост в 2010 году

ТЯЖЕЛОЕ машиностроение оказалось одной из самых динамичных отраслей в 2010 году: по предварительным данным, 11% роста. Что же помогло удержаться отрасли на плаву? Прежде всего ориентация на стабильный внутренний спрос своих традиционных потребителей из нефтегазового и энергетического комплекса, которые даже в трудные времена продолжали техническое перевооружение и реконструкцию. С другой стороны, и сами машиностроители старались не растерять своих прежних клиентов, быть им интересными. Так, капиталовложения Уралмашзавода в 2009 году исчислялись в 0,5 млрд руб., а в 2010-м уже превысили 2 млрд.

Хорошим полигоном для отрасли стало оснащение оборудованием комплекса нефтехимических производств в Нижнекамске, крупнейшей стройки отрасли за постсоветский период, где глубина переработки сырья запроектирована на уровне 97% при среднероссийских 72%. Основную часть техники для него изготовили отечественные предприятия: "Глазовхиммаш" поставил пароохладительное оборудование, "Уралхиммаш" - колонное, Ижорские заводы - реакторы для установки гидрокрекинга.

Значительно выросли продажи оборудования для нефтяников. В 2010 году число работающих буровых установок превысило в "нефтянке" докризисного максимума - более 800 единиц. Однако их парк изношен более чем на 80%, необходимо серьезное обновление. В 2010 году заводы тяжмаша сумели увеличить поставки более чем на 35%. Знаковым событием года стало возвращение на рынок в качестве производителя полнокомплектного оборудования "Уралмашзавода " - по итогам 2010 года предприятие выпустило 12 установок, а в 2011-м - планирует уже 27.

Восстановление инвестиционной активности зафиксировано в металлургической и горной промышленности. После резкого снижения закупок нового оборудования в 2009 году в 2010-м предприятия этих секторов вернулись к реализации докризисных инвестиционных планов.

Активно обновляются "Северсталь", НЛМК, ММК, горнообогатительные комбинаты. Однако приходится им непросто, тут крайне сильны позиции зарубежных машиностроительных компаний, из-за чего производственные мощности российских предприятий ( "Уралмашзавода " , ЮУМЗ) загружены лишь на 20 - 40%.

Перспективный спрос на оборудование в 2010 году предъявила атомная энергетика. Сейчас в России строится 10 энергоблоков (рекорд за все постсоветское время). В конце 2010 года состоялась отгрузка реактора для Нововоронежской АЭС-2 - первой за последние два десятилетия действительно " новой " АЭС ( до этого практически все вводимые мощности использовали серьезный советский задел). Заключенные в 2009 - 2010 годах договора на строительство АЭС в Индии, Вьетнаме, Китае позволяют рассчитывать на стабильную загрузку российского атомного машиностроения на несколько лет вперед.

В 2010 году началась реализация и первого " экспортного " проекта - Балтийской АЭС (БалтАЭС) в Калининградской области. Она не только сможет полностью обеспечить потребности анклава, но и укрепит российские позиции на рынке стран Балтии, Скандинавии и Польши. Однако здесь не обошлось без проблем, можно сказать, чисто российского свойства. На конкурсе по отбору поставщиков оборудования для БалтАЭС в качестве производителя корпусов реакторов (для энергоблоков "№"1,2) был выбран карельский "Петрозаводскмаш", специализирующийся на оборудовании для целлюлозно-бумажной промышленности. Мало того, что до этого завод не произвел ни одного корпуса реактора, он не имеет для этого ни оборудования, ни технического персонала.

Низкий уровень использования производственных мощностей - одна из основных проблем отрасли, ведь существующие заводы изначально рассчитывались для обеспечения техникой огромного промышленного комплекса СССР и СЭВ, поставок в развивающиеся страны и т.д. В результате ныне они обеспечены заказами не более чем на 3 - 5 месяцев ( в развитых странах и КНР на 1 - 1,5 года). Именно поэтому сейчас так важна единая государственная политика в этой сфере, особенно учитывая особую роль тяжмаша в грядущем модернизации страны.По прогнозам, в ближайшие годы российский и мировой рынки тяжелого машиностроения будут расти на 8 - 10% в год, уже к 2015 - 2018 гг. объем мирового рынка может превысить 290 - 320 млрд долл. Россия способна занять на нем достойное место, однако для этого необходимо сосредоточиться на поддержке и развитии уже действующих, хорошо зарекомендовавших себя предприятий - ведь 5, 10, а тем более 20 лет для создания в чистом поле новых заводов у нас просто нет.