• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый свет

Итоги. 30 июня 2008

Научный руководитель ГУ — Высшей школы экономики Евгений Ясин считает российскую реформу электроэнергетики "колоссальным успехом".

Отечественный рынок электроэнергетики ушел в свободное плавание. Но стал ли он свободным?

В июле "раечки" не станет. С исчезновением федерального монополиста подходит к концу реформа электроэнергетики, по крайней мере так считает ее идеолог Анатолий Чубайс. По его словам, создать конкурентный рынок и привлечь частные инвестиции удалось, а это и было главной целью реформы. Сегодня структура РАО "ЕЭС" уже разделена на два больших сектора, как и планировалось: государственный, отвечающий за диспетчеризацию и разделение сетей, и частный сектор, занимающийся генерацией энергии и ее сбытом. На очереди следующий этап — осуществление инвестпрограммы по модернизации и строительству новой инфраструктуры, в результате которой должно быть введено в строй 43,9 тысячи МВт мощностей.

 

Программа рассчитана до 2012 года и изначально должна была стоить 2,2 триллиона рублей. Но цены на строительство и оборудование растут, поэтому недавно Чубайс заявил, что необходимо уже почти 4,4 триллиона рублей. И скорее всего это не предел, ведь модернизация сетей — дело по сути бесконечное. Между тем разделение РАО "ЕЭС" хотя и прошло вроде бы по плану, но, похоже, не принесло потребителям того, чего они так ждали: появления конкурентного рынка электроэнергии в самом прямом смысле, то есть возможности выбирать между различными поставщиками электричества по соотношению цена — качество. Не удалось и провести реформу "незаметно для народа" — ожидаемое повышение тарифов держит страну в напряжении уже сегодня.

Конкуренция — наше все

 

Реформа длится практически с 2000 года, когда Анатолий Чубайс вплотную занялся перестройкой российской энергетики, поставив цель преобразовать вертикально интегрированные компании в частные, которые будут конкурировать друг с другом, формируя либеральный рынок. Собственно, как и многие младо реформаторские идеи, перестройка электроэнергетики была задумана с оглядкой на американский опыт, в частности на принятую в США в 1978 году программу, предполагающую максимальное внедрение в отрасль частного капитала. У нас вначале предполагалось вообще пустить в свободное плавание по рынку все четыреста существующих электростанций — пусть выживут сильнейшие. Впрочем, сам Анатолий Чубайс признал впоследствии эту идею "сумасшедшей". Было решено укрупнять энергопредприятия до регионального или даже федерального уровня, создавая энергетические узлы.

После долгих интриг и споров с противниками реформы РАО добилось создания 23 компаний, чьи акции будут торговаться на бирже. Само же РАО ликвидируется с 1 июля, а Чубайс планирует "отсыпаться" (во что, признаться, верится с трудом), после чего, по слухам, заняться нанотехнологиями (и это, учитывая "инновационный" характер реформатора, куда больше похоже на правду).

 

Контроль за дальнейшим ходом преобразований ложится на плечи недавно созданного Минэнерго. Предполагается, что уже с начала июля государство начнет обкатывать переходный вариант рынка электромощностей, который должен окончательно сформироваться к 2011—2012 годам. А по словам Чубайса, уже через три года вся электроэнергия на оптовом рынке будет продаваться по свободным ценам за исключением электричества для населения, то есть примерно 10 процентов (в настоящее время размер оплаты решает Федеральная служба по тарифам). В идеале из всего этого должен образоваться справедливый и свободный рынок, где усилится госконтроль над компаниями, передающими электричество из пункта А в пункт Б, а также диспетчерами, управляющими всеми этими процессами. А производство и сбыт, напротив, должны перейти в основном к частным компаниям, которые станут конкурировать друг с другом. Государство же тем временем перестанет устанавливать цены — стоимость киловатта будет определяться спросом и предложением.

Энергетический реализм

 

Однако, как обычно и бывает, то, что появилось в реальности, далеко от идеальной схемы. Выяснилось, что пока никаким конкурентным рынком и не пахнет, просто одна большая монополия разделилась на несколько региональных. Ведь, как известно, конкуренция предполагает наличие выбора, когда потребитель может взвесить предложения нескольких компаний и выбрать лучшее. Но попробуйте сделать это сейчас. Выбирать не из чего, приходится брать, что дают. И, самое главное, неясно, каким образом конкуренция может появиться в будущем.

Более того, сама система электроснабжения в нашей огромной стране не предполагает конкуренции по причине неразвитости сетей. Допустим, в Англии и Уэльсе правительству Маргарет Тэтчер удалось создать более или менее конкурентный рынок, но для этого понадобилось пройти через олигополию, когда трем крупным энергокомпаниям принадлежало 90 процентов всей установленной мощности британских электростанций. Следствием стал резкий скачок цен в декабре 1993 года. Чтобы не допустить новой монополизации, пришлось вмешаться правительству. В результате рынок относительно стабилизировался. Но Англия и Уэльс не сравнимы с Россией ни по размерам, ни по уровню развитости инфраструктуры.

 

Чтобы наши генерирующие компании начали конкурировать, да еще при дефиците электроэнергии, нужно поставить их в такое положение, когда они будут терять покупателей из-за большого увеличения цены или плохого обслуживания. Но как это сделать при монополизме — неясно. "Конкуренции сейчас нет, — считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Чтобы она возникла, необходимо заставлять генерирующие компании вкладываться в развитие передающей инфраструктуры. Но сегодня им это не нужно, тарифы растут и так, поэтому продавать энергию они могут и по старым сетям".

 

Точно так же непонятен вопрос касательно инвестиций, которые должны пойти на модернизацию всей энергетической инфраструктуры. Цифры впечатляют. Помимо ввода 43,9 тысячи МВт новых мощностей понадобится также 156,9 тысячи мегавольт-ампер трансформаторов, а что касается линий электропередачи, то их нужно до 2012 года почти 100 тысяч километров. Инвестпрограмма, разработанная РАО "ЕЭС", подразумевает, что большая часть из требуемых для инвестирования 4,4 триллиона рублей будет получена отнюдь не из бюджета. Государство даст лишь порядка 200 миллиардов. Остальное — это средства, вырученные от допэмиссий (около 1 триллиона рублей), а также отчисления из прибылей частных энергетических компаний.

Вкладывать в энергетику — дело хлопотное. В 2006—2007 годах, когда на рынок стали выходить только созданные энергокомпании, например ОГК-5, ОГК-3, ТГК-10, цены на их акции выросли на 20—30 процентов. Сегодня многие биржевые аналитики считают акции электроэнергетических компаний перспективными и прочат им выход в лидеры рынка. Так, по мнению аналитика ФК "Уралсиб" Павла Попикова, акции большинства компаний энергосектора пока сильно недооценены, но будут расти. А некоторые из них, например ФСК и ГидроОГК, имеют все шансы стать "голубыми фишками". Впрочем, согласны с этим не все. Так, в начале июня эксперты прогнозировали, что "Норникель" может потерять порядка миллиарда долларов из-за "переоценки энергоактивов", включая ОГК-3. Акции, купленные по 16 долларов за штуку, потеряли треть в цене. Хотя нельзя исключать и того, что стратегические инвесторы, вложившиеся в отрасль, будут поддерживать курс, надеется Попиков.

 

Понятно, что для инвестора самое главное — прибыль от вложенных средств. Насколько хороша в этом смысле электроэнергетика, сказать сложно. "Кажется очень странным раздуваемый миф о том, что электроэнергетика — высокорентабельная отрасль. Высокие риски — высокая прибыль, низкие риски — низкая прибыль. Во всем мире электроэнергетика, как и другие естественно-монопольные отрасли, считается низкорентабельной, так как риски достаточно невелики, спрос постоянный, конкуренция слабая или отсутствует", — считает Наталья Порохова, руководитель отдела исследований электроэнергетической отрасли Института проблем естественных монополий.

Еще один вопрос — как будут использоваться привлеченные инвестиции. Пока что новые мощности в дефиците, а энергопотребление растет на 3,7 процента в год, в первую очередь за счет металлургических и перерабатывающих предприятий. Но за прошлый год генерация энергии стала больше всего на 1,9 процента, что нельзя назвать серьезным увеличением, полагает Константин Симонов. "При этом РАО "ЕЭС" за последние годы вложило значительные средства в постройку нескольких электростанций, которые теперь сидят без газа из-за того, что проекты не были обсуждены с "Газпромом". Пример — Северо-Западная ТЭЦ и Ивановские ПГУ", — говорит Симонов. Вопрос эффективности использования инвестиций пока остается открытым. Проблем тут много, и не последняя из них — плата за подключение к энергосетям, которая будет существовать как минимум до 2011 года. Расценки постоянно растут, что негативно сказывается на развитии других отраслей.

 

Смущает и то, что инвестор, вложившийся в энергетику, не заинтересован в снижении расценок на электричество.

В таком случае все разговоры о либерализации тарифов могут действительно свестись к излюбленному возражению противников реформы — резким скачкам цен, как это было в Калифорнии в 2000 году, где несколько ведущих поставщиков одним махом взвинтили цены. Уже сегодня, хотя до либерализации еще довольно долго, намечен устойчивый рост тарифов: если до сих пор они росли в среднем на 10 процентов в год, то вскоре начнут расти на 20 и более процентов.

 

"Без сдерживающих действий со стороны государства ежегодный рост цен на электроэнергию будет составлять в ближайшие годы не меньше 25 процентов в год, — говорит Наталья Порохова. — Таким образом, за три года будет двукратное увеличение цены на электроэнергию, и цены в европейской части России станут, как в Европе". Эксперты опасаются и роста цен после либерализации. По их мнению, расценки на электроэнергию только за счет инвестиционной составляющей и трансакционных издержек вырастут на 50 процентов. Остается опасность и манипуляции тарифами с помощью цен на топливо. Ничего нового, и сейчас ведь основной причиной для оправдания роста служит именно подорожание углеводородов.

Возможная нехватка оборудования для новых электростанций, подстанций и сетей — еще одна проблема. А то, что есть, оставляет желать лучшего в смысле качества. Примером может служить новая авария этой весной на Чагинской подстанции в Москве, где взорвался трансформатор, установленный взамен сгоревшего в 2006 году. Пока что РАО "ЕЭС" совместно с РАН разработало "Основные положения технической политики в электроэнергетике России до 2030 года". Там все прописано, чего, сколько и какого качества нужно. Правда, чтобы сделать требуемое оборудование, требуются годы и миллиарды долларов...

 

Выбор сделан

Сегодня у реформы, похоже, куда больше противников, чем сторонников. Но сколько ни возражай, российская электроэнергетика уже прошла точку возврата. Теперь же придется приспосабливаться к новой структуре, по возможности делая ее работоспособной. Более того, любые доводы против сейчас разбиваются об отсутствие реальных результатов реформы — слишком мало времени прошло. К тому же работает ведь горизонтально интегрированная модель, например в Скандинавии.

 

Там реформа была проведена в начале 1990-х, выделены монопольный и конкурентный секторы. Теперь электроэнергия торгуется на рынке на бирже Nord Pool, включающем в себя Данию, Норвегию, Финляндию и Швецию, как через биржу, так и по прямым контрактам. И недаром экономисты и менеджеры ведущих компаний пока воздерживаются от оценок российской реформы. Так, глава "Газпрома" Алексей Миллер говорит, что оценить ее итоги можно будет лишь лет через десять. Андрей Шаронов, управляющий директор группы компаний "Тройка Диалог", предлагает взять реформу в качестве ориентира другим естественным монополиям. А научный руководитель ГУ — Высшей школы экономики Евгений Ясин так и просто считает ее "колоссальным успехом".

Менеджеры РАО утверждают, что риски предусмотрены и "соломка подстелена". Так, по информации начальника департамента стратегии Центра управления реформой РАО "ЕЭС" Алексея Качая, монополизация рынка, например, будет наказываться штрафом в 15 процентов от выручки, соответствующий проект постановления правительства уже написан. На случай манипуляции расценками на электричество с помощью завышенной стоимости топлива предусмотрены пятилетние контракты на поставку и антимонопольное регулирование. За неисполнение инвестпрограммы предлагается ввести штраф до 25 процентов от стоимости данной программы. Чтобы отрасль не стала неуправляемой, в РАО считают достаточным оставить распределение до конечного потребителя в руках государства. Планируется также учредить саморегулятор рынка в виде некоммерческого партнерства "Совет рынка". От роста тарифов после 2011 года защитят "создание реальной конкуренции" и запрет на госрегулирование цен, заложенный в законе об электроэнергетике.

 

Правда, как защититься от роста тарифов до 2011 года, а также что будет, если цены начнут вздувать сами компании, неизвестно. Будем надеяться, что все пойдет штатно. Как говорит Чубайс: "Мы уже выбрали модель реформирования".

Особое мнение

Минус РАО

Для "Итогов" Виктор Кудрявый, бывший замминистра энергетики, а ныне профессор МЭИ и научный руководитель Центра оптимизации управления в энергетике, разобрал по косточкам реформенную инвестпрограмму.

— Цена инвестиционного механизма. Стоимость акций РАО "ЕЭС" составляет около 1,1 доллара за акцию. Капитализация энергохолдинга, который контролирует 150 миллионов кВт мощностей и инфраструктуру, составляет 45 миллиардов долларов, то есть 280 долларов за кВт мощности. Это величина в 10 раз меньше, чем капитализация крупнейших европейских компаний (3000 долларов за кВт). Стоимость акций территориальных генерирующих компаний составила от 400 до 700 долларов за кВт. Но цена продажи делится аналитиками только на электрическую мощность. Однако одновременно продается и тепловая мощность, в 3—3,5 раза превосходящая электрическую. То есть с учетом тепловой мощности акции ТГК продали по цене 200—400 долларов за кВт, что тоже в 10 раз ниже цен на европейском рынке. Удельная стоимость новых мощностей составляет не 300 долларов за кВт (цена продажи акций), а около 1500—2000 долларов за кВт для угольных электростанций. В этих условиях продажу собственности — 70 процентов генерирующего потенциала — нельзя назвать выгодной сделкой.

Вводы новых мощностей. Менеджеры энергохолдинга обещают построить в период 2006—2010 годов от 31 до 40 ГВт, но из-за развала отрасли построят около 15 ГВт, поэтому дефицит мощности с европейской части России распространится и на Сибирь.

Либеральное ценообразование.

Большинство российских регионов дефицитны по мощности, поэтому на российских либеральных торгах рыночная сила будет у продавца. Причем на оптовом рынке электроэнергия будет продаваться по "равновесной цене", то есть вместо усредненной цены продавать станут по максимальной заявочной цене самой затратной электростанции. Такая модель рынка обеспечивает минимальную рентабельность только самому дорогому продавцу, все остальные получают сверхприбыль. По экспертным оценкам, в связи с большим различием себестоимости энергии поставщиков тарифы будут превышены в 2,5—3 раза. Потребители ста- нут переплачивать около 600 миллиардов рублей ежегодно. При этом 90 процентов этих средств из кармана остального российского бизнеса пойдет не на инвестиции, а в сверхдоход новым собственникам генерирующих компаний.

Итоги десятилетнего управления отраслью. Убытки, которые несет страна при дефиците мощности, чрезвычайно высоки. В 2006—2007 годах снижение ВВП из-за дефицита мощности для новых потребителей оценивается в 1,5 триллиона рублей ежегодно. В РАО "ЕЭС" фактически нет контроля за целевым использованием инвестиционных средств. Тендеры на новое строительство фиксируют лишь стоимость энергопроекта перед началом работ. Однако после завершения строймонтажных работ выявляется, что затраты выросли на 30—70 процентов.