• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внешнеполитический сезон-2008: энергия, деньги, кураж

Профиль. 7 июля 2008

Комментируя саммит Россия-ЕС, директор Центра европейских и международных исследований ГУ-ВШЭ Тимофей Бордачев, отмечает, что сегодня у сторон даже разные представления о , как должен назваться документ, определяющий отношения Брюсселя и Москвы.

Температура к середине века

Их разделяет Млечный путь, и только один раз в году им дозволено встретиться. В седьмой день седьмого месяца на ночном небосклоне сойдутся Вега и Альтаир. И в этот же день "Большая восьмерка" сойдется в уединенном отеле на острове Хоккайдо. Этой встречей заканчивается необычный внешнеполитический сезон. Температура к середине века

Как и многие японцы в этот вечер, лидеры восьми индустриально развитых стран будут писать записки с пожеланиями и вешать их на ветки бамбука в надежде, что мечты исполнятся... Во всяком случае, этого не исключают хозяева саммита.

"Большая восьмерка" пройдет в отеле "Виндзор Тойя" на холме между озером и Тихим океаном на острове Хоккайдо в сотне километров от Саппоро. Основные темы: изменение климата, Африка, устойчивое развитие экономики (сюда ныне включены вопросы обеспечения мирового населения едой и водой), политические темы, такие как терроризм, нераспространение, замороженные и продолжающиеся конфликты.

Вслед за Киотским протоколом, действие которого истекает в 2012 году, должен быть предложен новый документ. Его уже начали обсуждать, хотя сверхцели, поставленные в нем, пока не вызывают массового желания им следовать. Так, среди предложенного — сократить выбросы парниковых газов на 50, а то и более процентов к 2050 году. Некоторые представители развитых стран считают идею слишком амбициозной и предлагают придерживаться прежних установок: снизить к 2020 году выбросы на 25—40% от уровня 1990 года. Сама Япония, чтобы подать пример остальным, готова и вовсе взять на себя обязательства сократить парниковые выбросы к середине века до 60—80%.

Однако дело не только в том, что подобные задачи требуют радикальных изменений в структуре экономики. Дело в том, КТО будет готов следовать поставленным целям. Экологический аспект напрямую затрагивает уже не только развитые страны, но и бурно развивающиеся, в первую очередь — Индию и Китай. Они уже производят немало выбросов в атмосферу, а в будущем — с учетом динамики роста экономик — их количество будет только нарастать. Было бы странно, если бы и так давно заботящиеся об экологии страны присоединились к "Киото-2", возложив новые расходы на свои экономики, а остальные продолжали бы существовать вне экологических режимов. Поэтому, к примеру, США уже заявили: мы будем присоединяться к среднесрочным целям в области борьбы с изменением климата, только если будут активно вовлечены и развивающиеся экономики. Той же позиции придерживается и Россия. Источники в ее делегации говорят: "Желательно завершить процесс согласования (обязательств. — "Профиль" ) в 2009 году. Но при условии, что участвовать будут ВСЕ ведущие экономики". Кстати, в этом году Китай, по сути, впервые серьезно и полномасштабно заговорил об экологической проблематике. Китайские лидеры намерены провести в этом году первое исследование отраслей на предмет выброса ими парниковых газов, а также в ближайшие годы начать экономически карать наиболее "грязные" предприятия и отрасли.

Что касается России, то ее представители добавляют: нужно также учитывать национальные особенности. В нашей стране это должно найти отражение в специальной программе по повышению эффективности (энергетической, экологической) отраслей, в частности, ЖКХ, транспорта, энергетики, проект развития которой ожидается до конца этого года.

Тема изменения климата будет обсуждаться лидерами вкупе с идеей, которую уже сочли "интересной": установить не просто сокращение выбросов вообще, а по секторам и отраслям. Хотя как это будет выглядеть технологически, особенно в столь стремительно меняющемся мире, пока до конца не ясно. Недаром японцы говорят, что до "нового Киотского протокола" — еще минимум год-полтора обсуждений. Однако уже сегодня они предлагают установить по меньшей мере среднесрочные цели (процент сокращения выбросов к 2020 году) и обсуждать их уже не в формате "Восьмерки", а на площадке ООН, причем начать не

позднее этого года. Параллельно они говорят о развитии альтернативных и возобновляемых источников энергии, что тоже будет обсуждаться на саммите, а также об атомной энергетике.

Нефть, еда и прочие напасти

В рамках темы устойчивого экономического развития, конечно, будет обсуждаться энергетическая составляющая. Цены, поставки, безопасность, структура потребления. Японию интересует география поставок, расширение предложения, инвестиции в нефтедобычу, с тем чтобы мировая цена барреля не была заоблачной. (На своей недавней встрече скачок до $138 за баррель министры энергетики G-8 назвали самым быстрым и значительным за всю историю мирового нефтяного рынка.) Самой Японии эта тема не менее интересна, чем другим участникам саммита: ее излишняя зависимость от региона Ближнего Востока (порядка 85% нефтяного импорта) есть непрестанный повод для беспокойства и диверсификации энергоресурсов, особенно с учетом того, что одним из партнеров является Иран. Изучается возможность инвестировать в будущем в иракские месторождения. Приглядывается Япония к Узбекистану и Казахстану. Не менее важным для нее (как и для все более потребляющего энергию Китая) является газ, прежде всего поставки сжиженного газа, объем и география которых будут расширяться с каждым годом. Европейские и российские эксперты вообще считают, что газ все больше превращается из регионального в мировой энергоресурс. Однако по нефти пока проблема острее.

"Нам нужно стабильное предложение", — сказал японский премьер Ясуо Фукуда. В этой связи возникает тема применения биотоплива, однако так, чтобы это не ударило по производству продуктов питания. А главное — по ценам на еду. И это тоже станет предметом обсуждения лидеров: как найти разумный баланс между производством топлива и количеством доступной еды. Впрочем, участники дискуссий признаются: к продовольственной теме лидеры только подступают. Она и обсуждаться-то активно начала лишь несколько месяцев назад.

В связи с едой неизменно возникает тема Африки. Япония считает, что богатые страны должны помочь бедным африканским странам ноу-хау и семенами, чтобы в конечном итоге африканцы сами смогли обеспечивать себя продовольствием. Тема звучит уже много лет. Прозвучит в этот раз, прозвучит и потом. Недаром тему разбили на тактические, среднесрочные и стратегические задачи. Впрочем, все они примерно одинаковы: накормить, стабилизировать цены и сделать так, чтобы Африка смогла сама обеспечивать себя продуктами. И, конечно, финансовое вспомоществование: 50 миллионов в фонд такой-то, 100 миллионов в фонд такой-то. Медицинская помощь, подготовка специалистов, деньги на борьбу со СПИДом, с туберкулезом, с малярией и т. д. На подготовку миротворцев, на поддержание мира, на предотвращение новых конфликтов. Более того, все начнется с Африки — 7 июля лидеры будут обсуждать проблемы этого континента и лишь 8-го приступят к другим темам саммита.

Не члены, но участники

Новый термин — О-5. Пять стран, еще не входящих в восьмерку, но уже постоянно присутствующих в мыслях, расчетах, встречах и дискуссиях: Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, Мексика.

Ожидается, что их лидеры будут присутствовать в один из дней на дискуссиях, обсуждать и экономику, и климат. Да и Африку, где, к примеру, весьма активен в последние годы Китай. Кроме того, к участию в G-8 Япония пригласила лидеров Южной Кореи, Индонезии и Австралии. Российские эксперты тему глобального экономического развития считают очень важной, а документ, который будет принят, — "одним из основных документов саммита" Что касается сугубо российско-японских отношений, то ожидается, что Россия и Япония заключат соглашение о мирном использовании атома: поставки в Японию низкообогащенного урана (недавно было одобрено аналогичное соглашение с Китаем), создание совместных производств в РФ, а также российско-японских предприятий в третьих странах. Похожие соглашения Япония имеет со всеми ведущими производителями атомной энергии — Францией, США, Великобританией, а также с Китаем (одна из целей которого — существенно увеличить долю атомной энергетики в своем энергобалансе) и собирается заключить с Казахстаном.

Самый восточный Запад

Темы устойчивого финансового развития, цен на продовольствие и безопасности энергопоставок уже настолько плотно стали мировыми, что отражены даже в коммюнике министров финансов "Восьмерки", принятом на июньской встрече в Осаке.

Однако в этот политический сезон они обсуждались и там, где раньше стороны больше времени посвящали сугубо "двусторонним" проблемам, — на саммите Россия—Евросоюз.

Первая международная встреча нового президента РФ прошла в Ханты-Мансийске. Как сказали западные участники, это самая восточная точка, в которой когда-либо проходили саммиты Россия—ЕС.

На встрече вообще было много символов: впервые славянская страна председательствует в Евросоюзе (Словения), впервые европейских гостей принимает президент Медведев, впервые саммит проходит за Уралом. Новое соглашение, новые переговоры, новый президент, новое правительство — вот основа лексикона, звучавшего до и во время встречи. Как сказал премьер Словении Янез Янша, "мы благодарны за приглашение в Западную Сибирь, поскольку знание России, знакомство с ней, как правило, заканчивается где-то на Урале, в то время как знания об отдаленных частях страны связаны в основном с уже изжившими себя представлениями".

Однако саммит имел и другие особенности

Главный его итог — старт переговоров по новому соглашению. Проблема, правда, в том, что пока Москва и Брюссель демонстрируют принципиально разное видение того, каким должен быть новый документ, определяющий отношения России и Евросоюза.

"Сегодня у сторон даже разные представления о том, как должен называться документ, — сказал "Профилю" директор Центра европейских и международных исследований ГУ-ВШЭ Тимофей Бордачев. — Россия считает, что это должен быть договор, Европейский союз — что соглашение, поскольку ЕС не заключает договоров".

Далее. Объем и тематика нового документа. Российская сторона настаивает: соглашение должно быть рамочным и дополненным секторальными документами. Европейцы настаивают на объемном, детализированном документе. Единственное, в чем пока сходятся позиции сторон, — решено, что в документе будут присутствовать планы по созданию 4 общих пространств, одобренных Россией

и ЕС в 2005 году: экономического; свободы, безопасности и правосудия; общей внешней безопасности; исследований и образования. На этом сходство двух проектов документов заканчивается. "В остальном, — говорит Бордачев, — документы совершенно не совпадают".

Это другая особенность саммита — Россия выступила со СВОИМ проектом нового соглашения, и это произошло впервые. "Проекты и того, старого соглашения, принятого в 1997 году, и дорожных карт по 4 пространствам готовились в Брюсселе. Это означало, что их содержание на 80% определялось Евросоюзом", — говорят эксперты.

Еще одной отличительной чертой было, по словам главы МИДа Сергея Лаврова, то, что стороны впервые обсуждали глобальные проблемы, такие как продовольственная безопасность, положение на мировом финансовом рынке. Действительно, со стороны европейских представителей несколько раз прозвучало: новые аспекты повестки дня, новые возможности для взаимодействия. Хотя им то может стать тяжелее. Дело в том, что обсуждение сугубо двусторонних отношений России и ЕС обычно утыкается в разговоры о размерах экономик и численности населения.

Еэсовцы, кстати, и на прошедшем саммите не преминули напомнить: "ВВП ЕС — самый крупный, крупнее, чем американский; это крупнейшее торговое объединение в мире... Вот что такое Европейский союз!" (председатель комиссии европейских сообществ Жозе Бар розу). А еще, любят добавлять они, за нами 500 миллионов, а за вами только 145, поэтому России необходимо "более широкое экономическое сотрудничество с ЕС". Гло- бальные же темы усиливают позиции России, которая является членом СБ ООН, G-8, АТЭС и т. д.

Кроме того, в мировой повестке дня все более повышается значение тем, в которых Россия действительно сильна. Например, той же энергетики. Как сказал Дмитрий Медведев, саммит проходит "на фоне растущих энергетических проблем", хотя, "приглашая вас в прошлом году в ХантыМансийск", где как раз "формируются энергетические реки, которые потом текут в Европу", "мы и не подозревали, какой остроты достигнет этот вопрос спустя восемь месяцев".

Каковы ближайшие перспективы отношений России и Евросоюза? Все с нетерпением ждали 1 июля, когда председательство в ЕС перейдет от Словении к Франции, которая, дескать, более заинтересована в активизации российско-европейского диалога. Медведеву в Ханты-Мансийске словенцы задали соответствующий вопрос: дескать, Францию ждете, с которой разговаривать будет проще? Медведев даже обиделся: "Именно Словения войдет в историю — при ней начались переговоры". Хотя справедливости ради нужно сказать, что в приоритетах Словении России не было вовсе: Лиссабонский договор и его будущее, климат, Западные Балканы, ситуация в аграрном секторе. Так что ничего личного…

Но и с французами все может оказаться не так просто. Во-первых, Евросоюз действительно сейчас больше всего озабочен судьбой Лиссабонского договора. Провал референдума в Ирландии, а вслед за ним— высказывания Польши и других стран, ставящие под сомнение возможность создания в ближайшее время общеевропейских институтов, серьезно омрачили председательство Франции и ослабили позиции Николя Саркози. Он активно включился в процесс сразу после избрания президентом, именно он добился, чтобы из целей ЕС был исключен "свободный конкурентный рынок" (это чтобы Франция могла дальше продвигать на международный рынок своих гигантов, поясняют эксперты). "Теперь Саркози придется приложить титанические усилия, чтобы довести свои усилия до финала", — полагает Бордачев.

Вместе с тем он сомневается, что новое соглашение с Россией может стать тем документом, который компенсирует провал лиссабонских решений. Или что сугубо двусторонние договоренности России и Франции заинтересуют Париж настолько, что Саркози ускорит процесс заключения нового соглашения, чтобы успеть принять его в "свое" полугодие (страны председательствуют в ЕС по 6 месяцев). Тогда европейцам неизбежно придется

принять множество российских предложений, а они к этому не готовы. "Скорее, переговоры превратятся в хорошую, глубокую торговлю, — считает Бордачев. — И будут продолжаться в течение 2 лет".

Вместе с тем переговоры могут затянуться и на более долгий срок. Во-первых, европейцы могут втянуть в них Энергетическую хартию, которую Россия категорически не желает принимать, что неизбежно осложнит и удлинит переговорный процесс, поскольку вряд ли в обозримом будущем позиции сторон по этой теме изменятся. Во-вторых, европейцы не хотят короткого рамочного документа с выведением всего остального в секторальные соглашения, на чем настаивает Москва. "Еврокомиссии нужно делать увязки политики с экономикой, тем самым усиливая свои позиции, — продолжает Бордачев. — Скажем, они уступают нам в вопросе виз в обмен на торговые уступки для европейских компаний в России. Делать эти взаимоувязки можно лишь в рамках комплексного документа.

Кроме того, секторальные соглашения позволят России сконцентрировать человеческие и переговорные ресурсы на конкретном направлении, что немедленно потребует усиления координации от Еврокомиссии. Ведь она представляет согласованную позицию 27 стран".

В "комплексном" же подходе Евросоюз сильнее России. Эксперты признают: российская система согласования интересов между бизнесом и государством пока отстает от европейской. В ЕС существуют внутренние механизмы консультаций буквально по всему. В России они пока очень ограниченны; государство не привыкло системно разговаривать с бизнесом, тем более на внешнеполитические темы, а бизнес не понимает, что системная работа с государством требует принятия определенных правил игры, в то время как многие хотят работать по старинке.

Второе преимущество европейцев — блестящие переговорные навыки. Тимофей Бордачев приводит такой образ: "Любой бюрократ стремится избежать работы. Европейский бюрократ стремится СОЗДАТЬ себе работу. Это уникальная категория бюрократов. Чем больше переговоров, тем лучше". Поэтому некоторые обитатели Брюсселя, в частности еврокомиссар по внешней торговле Питер Мандельсон, полагают, что России сначала следует завершить свое вступление в ВТО, что, считает Мандельсон, возможно до конца этого года. Из его недавнего выступления четко следовало: сначала ВТО, а потом плотно приступим к переговорам по новому соглашению между РФ и Евросоюзом. Еще он мечтает доработать до тех времен, когда Россия и ЕС достигнут соглашения по энергетике, при этом регулирование самой энергетики отойдет в ведение ВТО.

Однако многочисленные переговоры — не всегда плохо. Переговоры по новому соглашению позволят создать среду, в которую будут вторгаться разные интересы, взгляды и группы давления, считают наблюдатели. Это неизбежно повысит прозрачность отношений и самого переговорного процесса, что хорошо для экономических игроков.

Легко и весело

В Петербурге энергетика нельзя сказать чтобы так уж зажигала остальных членов G-8. Минул год — все изменилось. Ныне же энергоисточники, поставки, их безопасность обсуждаются и вовсе повсеместно.

С одной стороны, конъюнктура создает трудности: едва согласуешь все позиции, как мир снова меняется, появляются другие приоритеты, и решения снова приходится менять. С другой стороны, в рамках НЫНЕШНЕЙ повестки дня роль России неизбежно повышается. ЭТИ темы ей близки. Даже продовольственный аспект. И пусть она, как признают лидеры, пока остается импортером, а свой потенциал не реализовала в полной мере, тема ее волнует, поскольку агфляция (инфляция цен на продукты питания) очень даже нас касается. Россия замахивается и на мировые экономические темы, рассуждает о финансовых правилах игры, перегретых экономиках, чьи внутренние проблемы в силу размеров могут стать проблемами для всех. И, более того — характерны последние дискуссии министра финансов США с российскими лидерами, — намеревается активно инвестировать СВОИ деньги, включая государственные. В частности, в американскую экономику.

Вылететь из повестки дня Россия может лишь при двух условиях: первое — какая-нибудь собственная невероятная глупость, которая отвратит от нее мир. Второе — новое 11 сентября или что-то в этом духе, что враз изменит саму мировую повестку дня. Если же не произойдет ни того, ни другого, Россия может в ближайшие годы играть весьма заметную роль в мировых дискуссиях.

У нее есть деньги, территория, энергоресурсы, интерес к развитию разных проектов (не только двусторонних), готовность войти в международные проекты в третьих странах.

Не исключено, что у нее появился и кураж

Кураж чрезвычайно важен для осознания себя. Подчас гораздо важнее ядерных боеголовок, газоконденсатных полей, миллиардов долларов и "вставания с коленей". Все первое, скорее, порождает образ свирепого медведя с дубиной. Кураж придает легкость и помогает изящнее общаться с другими. Потому что он пробуждает не только желание доказать, что ты круче всех, любыми средствами. Он пробуждает желание преподнести себя красиво. Чтобы у других это вызвало не ужас, а восхищение.

Почему еще могут затянуться переговоры по новому соглашению с ЕС? Снова меняется мир, и меняется мировая повестка дня. То, что год назад было второстепенной темой, становится приоритетом; то, что 3 года назад было ключевым, уходит на второй план. Мир убыстряется. Слова Медведева о Ханты-Мансийске — из этого ряда.

...Когда в 2005 году Россия объявляла, что одной из главных тем ее председательства в "Восьмерке" станет энергетика, это выглядело немного странно. Да и в 2006 году

Обращение к звездам

Традиция радоваться встрече Веги и Альтаира в седьмой день седьмого месяца пришла из Китая. Сначала праздник проходил в императорской семье, позже распространился среди простых граждан. Поскольку прежде использовался лунный календарь, Танабата (так называется фестиваль) праздновался в августе. И только при переходе на солнечный счет седьмым месяцем года стал июль. Впрочем, и сегодня некоторые регионы Японии отмечают звездный праздник в августе. Но одно неизменно: писать на полосках бумаги свои желания, сворачивать листки в трубочку и вешать на ветки бамбука.

Из заявления саммита Россия—ЕС о запуске переговоров по новому соглашению:

"Мы согласились, что нынешнее соглашение продолжит оставаться в силе до тех пор, пока не будет заменено новым соглашением... Мы договорились, что целью работы будет заключение стратегического соглашения, которое установит всеобъемлющую основу для отношений Россия—ЕС на обозримое будущее... Оно должно обеспечить укрепление правовой основы и юридические обязательства в основных сферах взаимодействия, содержащихся в дорожных картах по четырем общим пространствам Россия — Европейский союз, одобренных в ходе саммита Россия—ЕС в Москве в мае 2005 года".