• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия извлекла уроки из дефолта 1998-го года

РИА Новости. 17 июля 2008

"Попытка извлечь уроки была предпринята. Может быть, выводы были сделаны не всегда такие, какие следовало бы, но тем не менее последующее развитие показало, что мы способны обучаться", - сказал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, но тут же оговорился, что условия и риски рыночной экономики просто не дают повода для расслабления: гарантировать на 100% отсутствие дефолтов не может никто.

МОСКВА, 17 июл — РИА Новости. Россия извлекла уроки из дефолта 1998 года и теперь готова противостоять экономическим вызовам, а главной страховкой от кризисов должна стать дальнейшая разумная политика расходования конъюнктурных сырьевых доходов. Об этом шла речь на "круглом столе" в РИА Новости в четверг в преддверии юбилея дефолта конца 90-х.

Ровно через месяц, 17 августа, Россия встретит десятую годовщину одного из наиболее трагичных дней своей экономической истории — дефолта 1998 года.

Теперь эксперты называют дефолт в некотором роде поучительным явлением для новой российской экономики, создавшим возможности для обеспечения последующего роста и благополучия.

"Мне кажется, что уроки были выучены как следует. И сегодня страна как никогда готова к снижению цены на нефть", — сказал эксперт Института экономики переходного периода Лев Фрейнкман, анализируя прошедшее с 1998 года время.

Он отметил, что последние восемь лет можно охарактеризовать как "период макроэкономической стабильности". При этом дефолт 1998 года Фрейнкман назвал одной из главных причин благополучия, "которое в отдельных местах кое-где у нас сегодня наблюдается".

Более того, эксперт уверен, что без кризиса на это благополучие нельзя было рассчитывать: министр финансов РФ Алексей Кудрин не смог бы столько лет сдерживать всех остальных бюджетных администраторов в растрачивании конъюнктурных расходов. "Я думаю, только национальный позор помог ему в этой благородной борьбе", — сказал Фрейнкман.

Более критичен к сделанным после дефолта выводам и предпринятым действиям научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

"Попытка извлечь уроки была предпринята. Может быть, выводы были сделаны не всегда такие, какие следовало бы, но тем не менее последующее развитие показало, что мы способны обучаться", — сказал он. Ясин тут же оговорился, что условия и риски рыночной экономики просто не дают повода для расслабления: гарантировать на 100% отсутствие дефолтов не может никто.

Но в этом нет ничего необычного, успокоил эксперт. Более того, такие риски и есть стимулы для роста. "На самом деле, если вы убираете все риски, у вас исчезает энергия движения", — отметил Ясин.

Дефолт 1998 года научил Россию многому, и теперь уже даже теоретически рассуждать о повторении подобной ситуации нет оснований, в свою очередь заявил директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев.

"Мы не только извлекли уроки, но и перестраховались", — напомнил он. Правда, по мнению эксперта, даже чересчур. Он пояснил, что имеет в виду "перевод природных ресурсов в финансовые", то есть накопление средств от сверхвысоких цен на нефть в стабфонде.

"В нашей стране надеяться, что можно сформировать большой денежный мешок и сохранить его, — это достаточно наивно", — полагает Николаев. По его логике, все равно часть финансовых ресурсов уходит на внутренний рынок, например через размещение временно свободных средств госкорпораций, и создает инфляционные риски.

"Хоть в какой-то части, но отщипнут, а в результате это и может поколебать макроэкономическую стабильность через показатель инфляции. Поэтому я и говорю — даже перестраховались", — сказал Николаев. Он отметил, что именно поэтому выступает за перевод природных ресурсов в материальные, иными словами — предлагает на конъюнктурные деньги снимать инфраструктурные ограничения.

"Но слава Богу, что это не проблемы 98-го года, от которого мы все-таки очень далеки", — резюмировал эксперт.

Основными причинами дефолта 1998 года называются огромный государственный долг России, в том числе внутренний, а также упавшие мировые цены на сырье и популистская экономическая политика: государство набрало на себя слишком много социальных обязательств, которые не смогло профинансировать.

После объявления 17 августа 1998 года дефолта по внутреннему госдолгу резко упал курс рубля. Если до кризиса за доллар давали 6 рублей, то уже в сентябре — 15 рублей, а в январе 1999 года — 21 рубль. Дефолт ознаменовался скачком инфляции и крахом ряда российских банков. Платежеспособность населения за год после дефолта сократилась в два раза.

Вместе с тем девальвация рубля способствовала росту конкурентоспособности российской экономики, и это называется одной из причин роста отечественного производства после дефолта. Эффект же низкой базы обеспечил стремительный рост российской экономики, которой очень неплохо помогли и растущие в 21 веке цены на нефть.