• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цены на сырье пойдут вниз, а облегчить отечественным компаниям выход на внешние рынки будет проще в рамках ВТО

Генеральный директор. 1 августа 2008

Директор Института макроэкономических исследований и прогнозирования ГУ-ВШЭ Евгений Гавриленков размышляет о том, что будет с российской экономикой, если цены на нефть пойдут вниз

Россия по-прежнему находится в очень благоприятной внешней среде — высокие цены на нефть, ослабление доллара. Все это позволяет российским банкам и компаниям активно занимать деньги на внешнем рынке, принося их в страну. Пока цены на нефть высоки, у нас все хорошо — несмотря на то что приток капитала в другие сектора экономики позволил в некоторой степени снизить зависимость России от нефти, этот фактор, безусловно, остается ключевым.

1. Нефть и доллар

Что будет с российской экономикой, если цены на нефть пойдут вниз? В этой ситуации важна не столько цена на нефть, сколько судьба доллара. Если цена на нефть будет снижаться, то, скорее всего, это будет сопровождаться укреплением доллара по отношению к мировым валютам (в данном случае не важно, что первично — укрепление доллара или снижение сырьевых цен). Для России это один из самых серьезных рисков. Снижение цен на сырьевые товары приведет к снижению платежного баланса, торможению притока валютной выручки; неизбежное следствие — рост процентных ставок на нашем внутреннем рынке. Здесь надо иметь в виду, что с 1999 года по настоящее время отечественная финансовая система и экономика в целом росли высокими темпами в условиях дешевых денег и реальных отрицательных процентных ставок. Так, ставка на межбанковском рынке находилась на уровне 1—2% при инфляции около 10%, а в последнее время ставки повысились до 4%, а инфляция — примерно до 15%. Дешевые деньги позволяют многим, прежде всего банкам, жить расслабленно. Но если доллар пойдет вверх, огромные долларовые долги придется возвращать в укрепляющейся валюте.

2. Возрастающая инфляция

Инфляция, безусловно, негативно влияет на развитие малого и среднего бизнеса. Не думаю, что в условиях 15-процентной инфляции можно брать кредиты для бизнеса на рыночной основе. Ставки становятся запредельными! Субсидирование процентной ставки со стороны бюджета (а такие идеи время от времени выносятся на обсуждение) в свою очередь будет иметь инфляционный характер и не улучшит ситуацию. Поэтому, чтобы развивать малый и средний бизнес, давать компаниям этого сегмента экономики возможность привлекать кредиты и планировать свою деятельность, нужна низкая инфляция — 3—4—5% (и уж во всяком случае не выше 10%). Чтобы добиться этого, необходимо (и это главное), чтобы правительство не увеличивало расходы бюджета на 40% (как оно это сделало в прошлом году), не давало бесплатно деньги госкомпаниям, пусть даже с самыми благими намерениями.

Полтора-два года назад, когда инфляция снизилась, начал активно развиваться рынок рублевых облигаций. Динамично растущие средние компании из разных секторов экономики получили возможность занимать деньги на рынке на более выгодных условиях. Это способствовало экономическому росту, причем без вмешательства государства. Но затем государство решило увеличить долю своего участия в экономике, и мы вновь получили высокую инфляцию.

3. Вступление в ВТО

Безусловно, позитивным фактором в этой ситуации может стать вступление России в ВТО. Я считаю, что преимущества, которые это даст российской экономике, существенно превосходят возможные риски. Мы готовимся к вступлению в ВТО 15 с лишним лет, и почти все нежизнеспособное уже отмерло. Жить, ожидая постоянного роста цен на сырье, невозможно. Рано или поздно они начнут падать. А облегчить российским компаниям выход на внешние рынки и способствовать диверсификации внешней торговли будет легче в рамках ВТО.

Всемирная торговая организация лояльна к небольшим динамичным компаниям, создает вполне благоприятные условия для их работы. Более того, если речь идет о производстве товаров, то при наличии инициативы, грамотно выстроенной маркетинговой стратегии возможностей выйти на внешний рынок в рамках ВТО гораздо больше. Да, перед отечественными компаниями стоит проблема конкурентоспособности, большинство из них нуждается во внутренней перестройке. Ясно, что выживут не все, на смену им придут другие, более эффективные предприятия. Это нормальный процесс развития, которого не стоит бояться

Справка

Евгений Гавриленков — главный экономист, управляющий директор, партнер группы компаний "Тройка Диалог". Автор исследований, лекционных курсов, статей и других научных работ. Занимает ряд руководящих постов на общественных началах, также является директором Института макроэкономических исследований и прогнозирования, заведующим кафедрой прикладной макроэкономики Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), главным редактором "Экономического журнала" ГУ-ВШЭ.