• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инфляция бьет по отечественным производителям

Вся Россия. 22 июля 2008

По прогнозам экспертов, участвующих в конференции (организованной ИК "Финам"), реальный уровень инфляции в 2008 году намного превысит официальные прогнозы. Аналитики "Собинбанка" ожидают увидеть итоговый показатель на уровне 14 процентов, их коллеги из УК "Русь-Капитал" склоняются к оценке 14—16 процентов, банк "Петрокоммерц" говорит о 16 процентов.

Впрочем, в долгосрочной перспективе инфляция будет уменьшаться. Так, аналитик "Собинбанка" Александр Шелестович считает, что к 2020 году правительство сможет добиться уровня в 10%. "То, что наблюдается сейчас, связано с высокими ценами на энергоносители и ситуацией на продовольственных рынках. Бесконечно цены на нефть расти не могут, да и по зерну, например, уже наблюдается тенденция к снижению цен", — констатирует аналитик.

Правда, предпринимаемые сейчас для снижения инфляции меры эксперты воспринимают без энтузиазма. "Политика дезинфляции — это политика управления инфляционными ожиданиями. А без прозрачности и открытости ЦБ управлять ожиданиями недоверчивого экономического сообщества не получится. Фактически сегодня за проблему инфляции отвечают и ЦБ, и правительство, а значит, никто. Высказывания различных политиков на эту тему для вдумчивой публики являются cheap talk, то есть не помогают и не мешают строить собственные прогнозы", — считает научный сотрудник Лаборатории инфляции и экономического роста ГУ-ВШЭ Андрей Дементьев.

Участники конференции отмечают, что имеющийся сейчас рост цен негативно отражается на конкурентоспособности отечественной продукции. Так, начальник отдела корпоративного анализа банка "Петрокоммерц" Евгений Дорофеев прогнозирует, что в случае сохранения инфляции "спрос снизится на товары, имеющие относительно близкие по потребительским качествам заменители и не имеющие сильных брэндов. К сожалению, это прежде всего отечественная промышленная продукция. Если говорить об основных продуктах питания, то, вероятно, будут резко сокращаться продажи среднеценовых сортов хлеба и молочных продуктов (для последних не менее существенным фактором снижения продаж может стать введение новых стандартов)".

При этом рост цен на продукты может привести к изменению структуры российской розничной торговли. "Крупные продуктовые ритейлеры продолжат демонстрировать высокие результаты. Существенного негативного эффекта на их бизнес инфляция не окажет. В еще более невыгодной ситуации могут оказаться небольшие местные сети и частные магазины. Их конкурентоспособность будет и дальше снижаться, и не только на фоне инфляции. Целый ряд взаимосвязанных факторов: рост цен на энергоносители, постоянное увеличение арендной платы, рост затрат на персонал и т. д. Не исключаю, что все больше собственников начнут серьезно задумываться над вопросом о выходе из этого бизнеса. В свою очередь, это может стимулировать процессы M&A в ритейле", — прогнозирует аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.