• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не тот масштаб

Независимая газета. 11 августа 2008

"Возможность долгосрочного финансового планирования выглядит весьма сомнительной, поскольку угадать динамику основных экономических показателей практически невозможно", — считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Минфин отложил подготовку долгосрочного финплана до 2023 года, который должен был стать альтернативой Стратегии-2020, которую подготовило Минэкономразвития. Весной глава Минфина Алексей Кудрин обещал сформировать единый финплан-2023 на основании ведомственных запросов к 1 августа, однако в прошлую пятницу ведомство объявило о существенных проблемах из-за чрезмерно высоких заявок министерств. Работу над пятнадцатилетним финпланом эксперты считают бессмысленной, поскольку даже трехлетний бюджет фактически не выполняется и регулярно пересматривается.

Минфин отложил представление в правительство проекта бюджетной стратегии на период до 2023 года, а также проекта основных направлений налоговой политики на 2009—2011 годы до отдельного доклада премьер-министру Владимиру Путину. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба министерства. "Это связано с тем, что многие министерства, в том числе силовые, представили предложения по существенному увеличению государственных расходов", — сказал официальный представитель пресс-службы. Так, сообщил он, только по федеральным целевым программам и непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы ведомства предложили увеличить расходы с 2,5% ВВП в 2008 году почти до 12,5% ВВП в 2023 году. Ранее Минфин планировал представить оба документа в правительство 1 или 8 августа.

"Сегодня у отраслевых министерств есть планы и концепции развития до 2012, 2015, до 2020 года или даже до 2030 года. Однако эти документы не увязаны друг с другом, а расходы на них не сбалансированы", — пояснял Алексей Кудрин необходимость разработки финплана-2023 на коллегии ведомства в апреле 2008 года. При этом, по словам Кудрина, ведомства сначала отказались представлять ему конкретные заявки, ссылаясь на отсутствие методов прогнозирования, а также соответствующих структурных подразделений (см. "НГ" 04.08.08). Однако после настойчивых требований Минфин все же получил финансовые запросы ведомств, которые, как и следовало ожидать, оказались чрезвычайно завышенными.

"Возможность долгосрочного финансового планирования выглядит весьма сомнительной, поскольку угадать динамику основных экономических показателей практически невозможно", — считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. По его словам, даже создание трехлетнего бюджетного плана было большим шагом вперед, хотя и весьма рискованным из-за высоких погрешностей такого планирования. Практическая польза финплана-2023, по мнению Ясина, будет состоять в том, что заставит ведомства задуматься над ограничением собственных мегапроектов вроде моста на Сахалин. "Конечно, хорошо заранее планировать ресурсы, но из-за высокой неопределенности такое планирование практически невозможно. Перед Минфином поставлена задача создания долгосрочного финплана, хотя большого практического значения эта работа не имеет. К 2023 году, по известной мудрости, помрет или ишак, или падишах", — считает Ясин.

"В работе над финпланом-2023 Минфин повторяет процедуру ведомственных согласований, которая применяется при ежегодной работе над госбюджетом на следующий год. При этом регионы и министерства, как правило, присылают завышенные требования, однако затем следует итерация по их согласованному ограничению", — поясняет главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. Долгосрочное планирование, по мнению эксперта, не имеет особого практического смысла, поскольку сегодня экономисты не в состоянии предсказать тенденции на мировых рынках даже на полгода вперед.