• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Последняя отсрочка

Газета. 25 августа 2008

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что снижение НДС не только не нужно, но и опасно. По его мнению, сегодня для эффективного функционирования бюджетной системы нельзя допускать выпадения доходов.

После того как все сроки решения вопроса о снижении налога на добавленную стоимость ( НДС) прошли, премьер Владимир Путин дал Минфину и Минэкономразвития последний шанс придти к консенсусу. В пятницу на совещании, посвященном обсуждению долгосрочной концепции развития ( подробнее см. ниже), премьер дал двум противоборствующим сторонам месяц на окончательную доработку вопроса о возможном снижении НДС с 18 до 12%.

Цена вопроса

В отличие от Минфина, который до сегодняшнего момента явно пытался решать судьбу НДС на кулуарном уровне, Минэкономразвития своей позиции не скрывало и активно ее пропагандировало. Ведомство Эльвиры Набиуллиной выступает за снижение НДС до 12% с 2010 года. Причем, по мнению министра, снижать НДС необходимо столь радикально. "Снижение НДС до 14—15% будет нечувствительным с точки зрения снижения серых схем и ухода от налогообложения", — считает Эльвира Набиуллина. В Минэкономразвития от снижения НДС ждут многого. В частности, роста его собираемости, а также расцвета инвестиций и инноваций, на которые, по мнению министерства, бизнес направит освободившиеся средства. Следующим звеном в выстроенной Минэкономразвития цепочке стоит и увеличение темпов роста ВВП.

Что же касается выпадения бюджетных доходов, которые неизбежно повлечет за собой реформирование НДС, то, по расчетам Минэкономразвития, даже при пессимистическом сценарии развития событий потери бюджета сведутся к нулю уже через четыре года после введения 12-процентной ставки.

У министра финансов Алексея Кудрина расчеты совсем другие. Так, в пятницу после совещания у премьера Кудрин заявил, что за четыре года рост собираемости НДС сможет только частично компенсировать его снижение. Что же касается суммы выпадающих в ходе снижения НДС бюджетных доходов, то она, по расчетам Минфина, составит 800 млрд рублей, или 1,8% ВВП.

Примечательно, что по мере роста накала страстей вокруг вопроса о снижении НДС растет и сумма возможных бюджетных потерь. Еще в начале августа Алексей Кудрин заявлял, что сумма выпадающих доходов составит 1,3% ВВП и она согласована между двумя ведомствами.

Ниже надо было раньше

Еще недавно казалось, что вопрос снижения НДС окончательно решен. О необходимости снижения данного налога на разных этапах высказывались как премьер Владимир Путин, так и президент Дмитрий Медведев. Еще громче о том же постоянно говорят и представители бизнеса.

По мнению председателя общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Бориса Титова, если ставка НДС не будет снижена, российская экономика окончательно потеряет свои конкурентные преимущества, что приведет к сдерживанию, а впоследствии и к прекращению экономического роста.

Однако у Алексея Кудрина есть и сторонники. Так, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что снижение НДС не только не нужно, но и опасно. По его мнению, сегодня для эффективного функционирования бюджетной системы нельзя допускать выпадения доходов. "Сегодня деньги нужны для реформирования пенсионный системы и повышения зарплат бюджетникам, — считает Евгений Ясин. — Если же параллельно с решением этих задач правительство начнет снижать налоги, это неизбежно приведет к новому витку инфляции", — уверен эксперт.

В том, что снижение НДС бюджету не по карману, пытается убедить своих оппонентов Алексей Кудрин. По мнению министра финансов, за восемь лет президентства Владимира Путина налоги были сокращены очень значительно, сейчас же снижение НДС упрется в объемы финансирования пенсионной системы и развитие инфраструктуры.

В Минфине уверены, что момент, когда темпы экономического роста начали снижаться, не время для налоговых инноваций. Снижать налоги необходимо на стадии поступательного наращивания темпов экономического роста, которую Россия уже миновала. Сейчас же стабилизировать экономическую ситуацию может лишь снижение госрасходов. Таким образом, в Минфине считают, что самую трудную часть своей задачи им решить удалось — то время, когда снижение налогов было более оправданным, уже прошло. Осталось только день простоять и день продержаться.

Не исключено, что именно это Алексей Кудрин объяснял президенту Дмитрию Медведеву на рабочей встрече в минувшую субботу. Однако у Медведева есть помощник — Аркадий Дворкович, а он твердый сторонник снижения НДС или замены его на налог с продаж. В любом случае снизить НДС можно только в том случае, если президент использует свой политический ресурс.