• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ночь с ОПЕК

Газета. 10 сентября 2008

Иван Родионов / профессор Высшей школы экономики, доктор экономических наук:

— Думаю, что никакой связи между снижением добычи и ценами на нефть нет. Скорее это два отдельных процесса, каждый из которых живет своей жизнью. Цены, например, определяются другими факторами — больше ураганами и так далее. А что касается ситуации в будущем (скажем, вернется ли нефть к тем максимумам, до которых доходила), то предсказать ее достаточно сложно. Одно можно сказать точно: решения ОПЕК на это мало влияют. Первичен здесь все-таки спрос, который, в свою очередь, много от чего зависит.

России нужны более тесные связи с ОПЕК. Об этом вчера после ночных переговоров в Вене с представителями стран — членов картеля заявил вице-премьер Игорь Сечин. По его словам, Россия хочет создать с ОПЕК "механизм постоянной координации, обмена информацией, анализа и прогнозирования рынка". Чтобы успокоить потребителей, Сечин пояснил, что это необходимо в целях обеспечения глобальной энергобезопасности. Однако стало ясно, что эту безопасность страны — производители нефти видят в стабилизации цен на уровне $100 за баррель или выше. Товарные биржи на решения ОПЕК вчера отреагировали мгновенно: нефть на Нью-Йоркской товарной бирже менее чем за час подорожала на $1,56 — до $104,82.

Что решила ОПЕК

На своем заседании в Вене члены ОПЕК приняли решение снизить производство нефти, которое в последнее время стало превышать утвержденные ими ранее квоты. В итоге решили установить уровень добычи в объеме 28,8 млн баррелей в день, что на 0,52 млн ниже реального июльского производства. Для сравнения: Россия добывает в сутки около 10 млн баррелей нефти, а по итогам 2008 года планирует добыть примерно 500 млн тонн. На долю 13 стран, входящих в ОПЕК, приходится около 40% мировых поставок нефти. Россия занимает почти 15% мирового рынка, соревнуясь по объему добычи лишь с Саудовской Аравией.

Президент ОПЕК — министр нефти и шахт Алжира Шакиб Хелиль считает, что снижение добычи точно соответствует размеру падения спроса на нефть на рынке США из-за торможения темпов экономического роста. Главная цель ОПЕК — не дать цене на нефть упасть ниже уже привычных $100.

"Мы вынуждены инвестировать значительные средства в новые инфраструктурные проекты и развитие новых месторождений, — пояснил позицию России глава Минэнерго Сергей Шматко. — Снижение цен на нефть может привести к снижению инвестиционной активности компаний с точки зрения развития инфраструктуры добычи нефти. Это в последующем неизбежно скажется на состоянии нефтяного рынка и в итоге опять приведет к повышению цен". Россия, по его словам, выступает за здоровую сбалансированность цены на нефть, которая в последние месяцы стабилизировалась на уровне выше $100 за баррель. Главе "Роснефти" Сергею Богданчикову нынешние цены на нефть тоже нравятся. "Они отражают те затраты, которые реально возросли из-за того, что увеличились объемы добычи на шельфах. Мы сегодня видим примеры того, как менеджеры крупнейших нефтяных компаний покупают запасы нефтеносных песков, тяжелую нефть. Нефть стала дороже в силу объективных условий", — уверен Богданчиков. Тем не менее регулирование спроса не может стать панацеей. "Практических рычагов для этого нет. Какой бы согласованной политика на словах ни была, на деле нефть все равно продается сверх нормы", — считает начальник аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. По его мнению, нефть идет к равновесному уровню, который устраивал бы и экспортеров, и потребителей. По расчетам эксперта, это около $90 за баррель, то есть меньше запросов нефтяников.

Долгосрочное бурение

Как влиять на цену нефти без снижения добычи, в России уже придумали. И даже передали свои предложения в виде меморандума членам ОПЕК. Некоторые выдержки из документа вчера привел Игорь Сечин. По его словам, рынок нефти в первую очередь нужно защитить от спекулянтов. "Одним из важных инструментов решения проблемы непредсказуемых колебаний цен могли бы стать долгосрочные прямые контракты между основными производителями и потребителями нефтяного сырья", — считает Сечин. Позиция, заявленная Москвой на нефтяном рынке, практически идентична позиции "Газпрома" на газовом рынке. Борьба с нефтеспекулянтами может найти отклик у шейхов, но не у финансистов.

В Минэнерго корреспонденту "Газеты" заявили, что уверены в том, что страны ОПЕК с предложениями России согласятся. Для обсуждения этого документа делегация картеля специально приедет в Москву в октябре.

Пока случаи заключения долгосрочных контрактов на поставку нефти в мире редки. И связаны они с форс-мажорными обстоятельствами. В частности, в 2005 году "Роснефть" (в силу поглощенных ею активов ЮКОСа) договорилась о долгосрочных поставках нефти в Китай на сумму $6 млрд. Цена барреля нефти согласно контракту составила $17, то есть более чем в два раза ниже даже тогдашних значений.

Каким образом в России видят возможность заключения контрактов на долгосрочной основе, в Минэнерго пояснить не смогли. "Нефть — это очень ликвидный биржевой товар. Должна быть формула привязки к биржевым котировкам, например средняя котировка за период", — считает руководитель отдела акций ИГ "Капиталъ" Константин Гуляев. "Смысл длинных контрактов в том, чтобы повысить прогнозируемость цены, избежать шоков. Это повышает степень определенности, убирает ненужную волатильность", — уверен эксперт.

Какими бы ни были предложения России, сам факт их появления в столь горячий политический и депрессивный экономический период говорит о многом. Агентство Bloomberg дало такую оценку визита российской делегации во главе с Сечиным в Вену: "Россия продемонстрировала, что ее влияние на мировом нефтяном рынке продолжает неуклонно расти и с ее позицией необходимо всем считаться". "Большая часть стран ОПЕК находится под влиянием США, поэтому вряд ли они будут воспринимать предложения России как руководство к действию", — говорит Гуляев. Нефтяники считают по-другому. "Очень много факторов, которые нас с ОПЕК объединяют. Принципиальных разногласий между нами нет, и мы не видим их в будущем. У нас нет конфликта интересов", — уверен Сергей Богданчиков.

ОПЕК хочет снизить добычу. Послушаются ли цены?

Василий Дума / зампред комитета Совета федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, доктор экономических наук:

— Нет, потому что цены на нефть эта организация уже не регулирует. Цены зависят лишь от спроса, плюс их подгоняют американцы. Судите сами, США ничего не стоит платить сколько угодно, ведь их доллар мало что собой представляет. Все мы рассчитываемся за энергетические ресурсы в этой валюте, и естественно, что Америке, которая доллары печатает и контролирует, будет все равно.

Иван Родионов / профессор Высшей школы экономики, доктор экономических наук:

— Думаю, что никакой связи между снижением добычи и ценами на нефть нет. Скорее это два отдельных процесса, каждый из которых живет своей жизнью. Цены, например, определяются другими факторами — больше ураганами и так далее. А что касается ситуации в будущем (скажем, вернется ли нефть к тем максимумам, до которых доходила), то предсказать ее достаточно сложно. Одно можно сказать точно: решения ОПЕК на это мало влияют. Первичен здесь все-таки спрос, который, в свою очередь, много от чего зависит.

Александр Потавин / замдиректора аналитического управления ИГ "АнтантаПиоглобал":

— А они уже не послушались: после того как ОПЕК объявила о своих результатах, цены на нефть никак не отреагировали. Данная организация уже давно не играет первую скрипку в ценообразовании, этим правом пользуются глобальные инвесторы, которые вкладывают средства в рынок сырьевых активов. А в данном случае все говорит в пользу того, что на фоне укрепляющегося доллара и общей стагнации мировой экономики отток оттуда в среднесрочной перспективе, вероятнее всего, будет продолжен. Правда, это краткосрочная тенденция, которая нужна крупнейшим западным экономикам, чтобы снизить издержки, снизить инфляцию, а также чтобы увеличить экономическую активность. Когда же появятся признаки оздоровления, цены на энергоносители снова поползут вверх. Поскольку для них пока не существует реальной альтернативы, плюс к тому они являются невозобновляемыми источниками.

Сергей Ежов / замдиректора Топливно-энергетического независимого института:

— Однозначно ответить на вопрос сложно, потому что ситуация многофакторная, и даже если цены послушаются, совсем не факт, что поводом для этого послужит решение ОПЕК. То есть, конечно, снижение добычи как-то на рынок повлияет, однако это влияние краткосрочное и далеко не означает, что в результате рынок пойдет в ту или другую сторону. Грубо говоря, это не фундаментальная предпосылка. И в долгосрочной перспективе лучше ориентироваться на те прогнозы, которые есть. А в них речь пока идет примерно о $80 за баррель.