• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предновогодние будни импортеров

РБК daily. 22 декабря 2011

Представлены результаты исследования НИУ ВШЭ "Влияние легализации параллельного импорта на потребительские рынки"

Как стало известно РБК daily, в ближайший понедельник, 26 декабря, бизнесмены и чиновники в Сколково обсудят тему либерализации параллельного импорта. Изначально правительство планировало принять решение по этому вопросу лишь весной 2012 года, но вступление России в ВТО ускорило процесс. В преддверии предстоящего совещания Высшая школа экономики представила результаты исследования о последствиях введения свободного импорта: снижения цен не будет, но количество подделок увеличится.

В августе текущего года на рабочем совещании под председательством Игоря Шувалова чиновники обсуждали вопрос о либерализации параллельного импорта, то есть свободного ввоза и реализации товаров в России третьими лицами без специального разрешения правообладателя. В ходе совещания окончательное решение не было принято, и чиновники предложили компаниям-правообладателям и импортерам найти компромисс и вновь вернуться к обсуждению этого вопроса весной 2012 года. Тем не менее в протоколе совещания появилась новая дата - 26 декабря 2011 года.

О том, что "круглый стол" о правовом регулировании параллельного импорта все-таки состоится в ближайший понедельник, РБК daily рассказали два участника предстоящего совещания. В пресс-службе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) подтвердили эту информацию.

Накануне мероприятия НИУ ВШЭ были представлены результаты исследования "Влияние легализации параллельного импорта на потребительские рынки", подготовленного по заказу отраслевых ассоциаций "Русбренд" и РАТЭК. Мониторинг проводился на рынках косметики, парфюмерии, потребительской электроники, автозапчастей, спортивной одежды и обуви. Эксперты пришли к выводу, что разрешение свободного импорта не приведет к снижению цен на потребительские товары. "Наивно полагать, что при легализации параллельного импорта цены скорректируются. Никто не будет их корректировать", - считает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

В то же время увеличатся риски приобретения конечным потребителем некачественной продукции. Сейчас, по оценке "Русбренда", доля контрафактной продукции превышает 10% от общего оборота розничной торговли и составляет свыше 1 трлн руб. "В случае либерализации импорта в Россию может хлынуть поток поддельной продукции из Китая", - уверен исполнительный директор "Русбренда" Алексей Поповичев.

Кроме того, этот шаг приведет к ослаблению отечественных производителей, которые вместо инвестирования средств в модернизацию производства будут вынуждены терпеть убытки от недобросовестной конкуренции, считают эксперты ВШЭ. Одновременно легализация параллельного импорта усложнит деятельность правоохранительных органов в деле борьбы с контрафактом, добавил г-н Радаев.

В этом исследовании, подготовленном накануне рабочего совещания, ВШЭ пытается дать экономические оправдания сохранению за иностранными корпорациями "права на ограничение свободы перемещения товаров российскими компаниями через границу во имя борьбы с контрафактом", считает общественный советник ФАС Анатолий Семенов. Однако либерализация параллельного импорта, наоборот, уменьшит долю контрафакта, уверен он, поскольку многие поставщики предпочтут возить легальные товары, чтобы избежать административного или уголовного преследования.

Вопрос о легализации параллельного импорта в апреле 2011 года подняла ФАС, которая посчитала, что этот шаг будет способствовать развитию конкуренции и создаст предпосылки для снижения цен на импортные товары. Антимонопольная служба предложила изменить действующий в России региональный принцип исчерпания прав на международный (при региональном принципе продажи брендированной продукции другими лицами допускаются лишь с разрешения правообладателя, а при международном - правообладатель теряет исключительное право на продукцию сразу после ее продажи). Однако против этого шага выступили ФТС и Роспатент, а также "Русбренд" и РАТЭК.