• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я.Кузьминов: Утроение финансирования транспортной инфраструктуры — крупнейшая инновация «Стратегии-2020»

РИА Новости. 3 октября 2011

Найти новые факторы развития России — значит расширить экономически эффективный радиус города. Об этом сказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов на пресс-конференции, которая была посвящена созданию Лаборатории теории рынков и пространственной экономики на один из выигранных Высшей школой экономики правительственных грантов. В Европе экономически эффективный радиус города составляет 100–120 км.

В Европе можно жить за городом и быть внутри экономики, уверен Кузьминов. «При эффективном радиусе действия объем ресурсов резко увеличивается. Стоимость стартапа и рабочей силы существенно снижается», — пояснил ректор ВШЭ. Он отметил, что России необходимо как минимум удвоить этот радиус. «У нас сейчас он меньше 20 км, а в некоторых городах менее 10 км, потому что потом просто заканчиваются дороги. В Сибири есть Томск и есть все остальное, потому что туда нельзя доехать», — сказал Кузьминов.

Задачу развития метрополий в России в числе других задач будет решать Лаборатория теории рынков и пространственной экономики под руководством ведущего европейского экономиста Жака Франсуа Тисса. Лаборатория будет открыта в Санкт-Петербурге. По словам Тисса, программа рассчитана на два года. «Мы видим растущую роль метрополий. Нужно создать новые инструменты для оценки новых вызовов», — сказал Тисс и привел в пример метрополии Нью-Йорка и Токио, ВВП которых больше, чем ВВП Индии. По его словам, задача экономистов — понять, почему эти места так эффективны и почему именно они яляются источниками инноваций.

«Посмотрите на стоимость домов в Москве. Почему мы платим такие деньги? Потому что по определенным видам деятельности нам необходимо быть близко друг к другу, — сказал экономист. — Принципиально важен фактор циркулирования информации». Он отметил, что очень мало мест, которые позволяют находиться «в правильном месте в правильное время». «Сложно планировать рост городов, крупные города играют крупнейшую роль в мировой экономике. Нужно не сажать людей друг на друга, а способствовать лучшим взаимоотношениям экономических агентов», — сказал Тисс. «Крупные города привлекают очень высокую долю профессиональных рабочих, потому что они хотят быть с другими профессионалами. Мы должны понимать, как эта система работает. Правительства должны принимать во внимание поведенческие стимулы экономических агентов, но не принимать решения за них», — добавил Тисс. «Необходимо создавать новые математические модели этой близости», — считает он.

Как отметил Ярослав Кузьминов, критичным для развития России является фактор инфраструктуры. «Путин поручил нам “Стратегию-2020”, — сказал ректор ВШЭ. — Самая крупная инновация, которую мы предлагаем, — утроить объем бюджетных средств, которые будут направлены на развитие транспортной инфраструктуры. Секрет успеха Европы и США — экономическая непрерывность и доступность факторов производства», — добавил Кузьминов.

«Параллельно со “Стратегией -2020” мы разрабатываем “Стратегию развития Москвы до 2017 года”. Мы возлагаем серьезные надежды на этот проект», — сказал он. По его словам, рынок труда в Москве составляет 6 млн человек, из них 2 млн — челночники, которые приезжают из радиуса 30–40 км. «Радиус Москвы есть, и он не 20 км, — подытожил Кузьминов. — Развить Москву, вовлечь новые территории мы могли только тем путем, который предложил Собянин. Именно юго-западное направление реально вовлекло новые территории, которые до этого не были вовлечены в агломерацию».

Основной целью Лаборатории теории рынков и пространственной экономики будут исследование рынков с монополистической конкуренцией и изучение роли монополистической конкуренции в пространственной, региональной и международной экономике. Ожидается, что специалисты лаборатории смогут научно обосновать и математически просчитать модели развития крупных российских мегаполисов.