• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основа кризиса в том, что никто не верит в надежность малого бизнеса

Альянс Медиа. 27 ноября 2008

Профессор ВШЭ Александр Долгин: "Проблема не в том, чтобы набросать пучок из множества полезных предложений, а в том, что на реализацию их не хватает денег и ресурсов".

"Сейчас, когда только-только нарождающийся средний класс находится под угрозой полного уничтожения последствиями мирового финансового кризиса, мы требуем, и будем добиваться от государства кардинального пересмотра антикризисной политики", — заявил сопредседатель либерального клуба "Единой России" "4 ноября" Валерий Фадеев. По словам члена партии Андрея Макарова, нужно прежде всего спасать не суперкомпании миллиардеров, а обычных покупателей — их ипотечные, автомобильные кредиты, их потребительскую корзину, их стандарты и ценности.

"С частью этих предложений можно было бы охотно согласиться, не будь они к сегодняшнему дню банальными и сто раз озвученными", — считает президент Фонда научных исследований "Прагматика культуры", профессор ВШЭ Александр Долгин.

"Но проблема не в том, чтобы набросать пучок из множества полезных предложений, а в том, что на реализацию их не хватает денег и ресурсов", — подчеркнул он. "Поэтому, — объясняет он, — возникает строгая экономическая задача: как сфокусировать свое устремление, как рационально распределить ресурсы по выбранным целям, по выбранным механизмам помощи".

Как отметил эксперт, задача стоит в том, чтобы выбрать наиболее эффективные из множества предложений. "Собственно говоря, правительство говорит, что "да, мы хотим довести деньги до реальной экономики". Но это сложная задача", — полагает он.

"Механизмом доведения денег до реальной экономики является банковская система, финансовая система, которая умеет оценивать риски потенциальных заемщиков, — подчеркнул Долгин. — Так вот в новых условиях эта система не умеет оценивать риски. Она просто не знает, кому давать деньги".

По его словам, основа кризиса в неверии в то, что та или иная фирма удержится на плаву. "Этого не знает сама фирма, этого не знает банк, который мог бы ей дать деньги, если бы был в этом уверен. Этого не знают те, кто могли бы поддержать банки. Поэтому, собственно, постановка задачи верная — довести деньги, насытить экономику деньгами эффективно. Вопрос в том, как это сделать", — считает он.