• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономический прогноз на 2009 год

REN TV. 28 декабря 2008

Евгений Ясин (научный руководитель Высшей школы экономики): "К следующему Новому году, где-то наступит стабилизация. В 10-м году будет наблюдаться определенный подъем. Это будет 3—4%, в лучшем случае".

Телеканал REN TV, программа "Неделя"

В: Здравствуйте. В прямом эфире программа "Неделя". В студии Марианна Максимовская. Это специальный предновогодний выпуск программы. По традиции, мы подведем итоги года уходящего, но не только. Прогнозы — самый востребованный сегодня продукт. Заглянуть в будущее хотят даже те, кто никогда не верил в астрологию. Главное событие года, конечно же, кризис. Событие, которое власть долго не хотела признавать, да и сейчас кризис произносится в обязательном обрамлении — "мировой". Кризис и впрямь пришел к нам с Запада. Что, с одной стороны, показывает России действительно интегрированную мировую экономику. С другой, если на Западе кризис из финансового перешел в экономический только через год, то у нас это пришло за 2 месяца. При этом рушатся основы стабильности, высокая цена на нефть. Летом баррель стоил почти 150 долларов, сейчас — немногим более 30. Кризис пока не достиг пресловутого дна, а все антикризисные решения власть вырабатывает за закрытыми дверями. Реалии сегодняшней России — это спад производства, рост безработицы, исчезновение легких кредитов, сокращение зарплат, повышение цен, пошлин и тарифов, стремительно дешевеющий рубль. И народное недовольство из-за первых же непопулярных мер властей. Неужели общество потребления в России умерло, едва появившись на свет? Экономический прогноз на 2009 год у Вадима Кондакова.

КОР: Так заканчивается этот год. Во многих российских городах проходят акции протеста против экономических мер правительства. А ведь еще несколько месяцев назад россияне и подумать не могли, что Новый год им придется встречать в мыслях о финансовых проблемах и возможных увольнениях. Стартом кризиса в России принято считать майский отзыв лицензии у "Сотбизнесбанка". Тогда же прозвучали заявления госчиновников о том, что проблемы могут возникнуть еще у десятка кредитных организаций. Многие вкладчики кинулись снимать деньги со счетов.

МУЖЧИНА: Я не могу получить деньги. Я слышу какие-то отговорки, что какой-то кризис, что подождите, нет наличности.

КОР: Похоже, это было началом конца. Банки, которые привыкли к тому, что в любой момент дешевые кредиты можно взять за рубежом, вдруг осознали, что там, на западе, у их коллег свои проблемы.

Деньги внезапно закончились у всех. Российский рынок акций отреагировал на это своим первым серьезным падением. Возможно, минувшее лето так и осталось бы по традиции периодом затишья, если бы не резкое заявление премьер-министра в адрес металлургической компании "Мечел". Он обвинил ее в том, что она продает свою продукцию за рубеж дешевле, чем в России, а руководителя "Мечела" в том, что он не вовремя заболел.

ВЛАДИМИР ПУТИН (ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РФ): Ну, я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать.

КОР: После этих слов акции "Мечела" обрушились на треть, потянув за собой весь российский фондовый рынок. За несколько дней ценные бумаги отечественных компаний подешевели на 60 млрд. долларов. Западные инвесторы испугались и стали уводить деньги из России. Сильнейшим ударом по отечественной экономике стало участие России в Кавказском конфликте.

На 5-дневную войну мы потратили, по некоторым данным, около полумиллиарда долларов. Но прямые военные расходы и обещания помочь в восстановлении Южной Осетии не шли ни в какое сравнение с косвенными потерями от конфликта. Иностранных инвесторов напугало обострение отношений Москвы с Западом, и они еще активнее стали уводить деньги из России. Мировой кризис был в самом разгаре, и россияне с интересом следили за международным шоу под названием "Падение крупнейших инвестиционных банков". О том, что это может ударить и по нам, почти никто не думал. Премьер Путин тогда называл Россию "тихой гаванью" и призывал иностранных инвесторов вернуться, но те предложение не приняли. Потому что весь финансовый мир затаился в ожидании того, что же будет дальше?

Октябрь стал месяцем прозрения для среднего и малого бизнеса в России. Предприниматели вдруг поняли, что кризис пришел и к нам. В один октябрьский день руководитель частной фермы Евгений Трошкин получил письмо из банка, которое поставило его бизнес под угрозу.

ЕВГЕНИЙ ТРОШКИН (ДИРЕКТОР ПЛЕМЕННОГО ЗАВОДА "НОВОЛАДОВСКИЙ"): "Сбербанк" прислал письмо, что "мы в связи с кризисом повышаем", и получается то, что кредит 2006 года стал дороже.

КОР: Директор Трошкин, как и многие предприниматели, оказался перед выбором: либо увольнять сотрудников, либо повышать цены на свою продукцию, либо, в конечном итоге, закрывать бизнес. Проблема с кредитованием в первую очередь затронула строительство, небольшие производства и самих банкиров, а корпоративный долг российских компаний перед иностранными кредитными организациями достиг невероятных размеров. В ноябре в России закончилась эпоха доступных кредитов, — это сразу почувствовали на себе те, кто обращался в банки за денежной ссудой.

ВЛАДИМИР БЫКОВ (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ): Идем в банк — отказ. Возвращаемся в салон, берем новый корешок, идем в следующий банк. Приходим — отказ. И таких отказов было пять, только вот в шестом банке мы смогли оформить кредит.

КОР: После таких явных признаков надвигающегося кризиса многие стали забирать свои сбережения из банков. И тогда привычная россиянам валюта хранения наличных денег — американский доллар — вдруг на какое то время стала дефицитной. В пик паники в качестве эксперимента мы пытались купить доллары в столичных обменниках, но безуспешно.

Мужчина: Скажите, а есть у вас большие суммы, вот 10 тысяч долларов можно купить у вас?

Женщина: Сейчас нет, все продано.

КОР: Постоянно падающий курс российского рубля все более провоцировал граждан скупать американскую валюту, и даже призыв премьера Путина доверять родному рублю имел, скорее, обратный эффект.

МАКСИМ ТРУДОЛЮБОВ* (РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ "ВЕДОМОСТИ"): Если президент говорит, или там премьер-министр говорит, что мы, значит, верим в наш рубль и будем его держать, а граждане при этом идут в этот же день покупать доллары, то это значит, что никакого доверия тому, что говорит премьер, нет, и лучше бы он вообще молчал.

КОР: Когда скрывать масштабы проблем в России стало бессмысленно, президент Медведев признал наличие кризиса в стране.

Чтобы успокоить частных вкладчиков, государство, правда, гарантировало им обязательный возврат вкладов до 700 тысяч рублей. А самим банкам выделило деньги на решение проблем с нехваткой ликвидности. Но руководство страны, говоря о кризисе в России, всегда обязательно говорило, что трудности у нас возникли из-за Америки. Телеведущий Михаил Леонтьев без устали повторяет: "США построили свою экономику на финансовых спекуляциях. Рано или поздно эта пирамида должны была развалиться, — говорит он, — а мир теперь должен выбрать себе другую экономическую модель".

МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ (ТЕЛЕВЕДУЩИЙ, ЭКОНОМИСТ): Игроки на всех этих биржах, которым все равно, чем торговать, нефтью, фьючерсами, в смысле, бумагами, говном, золотом, — натуральные пираты.

КОР: Однако, американцы вряд ли виноваты в том, что российская экономика строится, в основном, на доходах от нефти и газа. И поэтому уже сейчас в декабре мы все почувствовали себя неуютно. Это было для российских властей, пожалуй, самым большим ударом.

За 4 месяца стоимость нефти в мире упала в четыре раза, и никто не может сказать, вырастет ли она в будущем. Из-за этого, по некоторым данным, правительство уже пытается сократить расходы на будущий год. Как утверждают "Ведомости", впервые за 10 лет бюджет-2009 будет дефицитным, даже при оптимистичной цене в 50 долларов за баррель нефти, страна может недосчитаться нескольких триллионов рублей. Хотя, как говорит биржевой аналитик Григорий Бегларян, сэкономить вполне можно.

ГРИГОРИЙ БЕГЛАРЯН (БИРЖЕВОЙ АНАЛИТИК РАДИОСТАНЦИИ "БИЗНЕС-FM"): Просто сократить расходы бюджетные, вернуть их на уровень 2006 года — и все будет нормально, но правительство по инерции пытается вот эти расходы удерживать.

КОР: В "Списки расходов государства" на будущий год вполне возможно, окажутся и некоторые российские компании. Правительство составило список из почти трехсот предприятий, которым, возможно, будет оказана поддержка. Среди них — "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Интеко", а также крупнейшие операторы сотовой связи и розничные сети, такие, как "Перекресток" и "Копейка". На госденьги также могут рассчитывать даже СМИ, например, ВГТРК и "Первый канал", но мало кто знает при этом, кто и по каким критериям отбирал кандидатов на господдержку.

Свою помощь государство обещало также отечественным автопроизводителям. Но обратной стороной этого шага вдруг стало народное недовольство правительством на Дальнем Востоке и в Сибири.

(фрагмент митинга)

КОР: Даже весьма обширные правительственные задумки о том, как поддержать отечественную экономику, вряд ли помогут всем. Уже на сегодняшний день количество уволенных составляет десятки тысяч человек. Премьер Путин пообещал, что тем, кто потерял работу, государство будет помогать с выплатой кредитов. Но таких в будущем году может быть в десятки раз больше, чем сейчас.

"Невозможно не замечать тенденцию роста безработицы, которая связана со спадом производства. Мы знаем о планах многих предприятий, который собираются сократить персонал в январе-феврале. Это около 240 тыс. человек." (АЛЕКСАНДР ЖУКОВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ).

Если эти прогнозы сбудутся, то недовольным россиянам будет трудно объяснить, что в их бедах виновата Америка.

К тому же в новом году вырастут тарифы на услуги естественных монополий, что сразу отразится на рядовых гражданах. Социологи ВЦИОМ отмечают, что из-за кризиса уже каждый пятый россиянин готов участвовать в акциях протеста, а представители МВД открыто заявляют о возможных выступлениях, как они выразились, "маргинальных элементов, не имеющих средств к существованию".

Пока же эксперты гадают, как будут развиваться события в будущем году. Экономист Михаил Хазин предрекает обвал рубля за 15 минут до нового года и рисует мрачную картину ближайших месяцев.

МИХАИЛ ХАЗИН (ЭКОНОМИСТ): Уже к марту-апрелю мы получим всю картину, там, грубо говоря, осени 98-го года. Это будет выражаться в колоссальных неплатежах, в очень высоких ставках кредита, в очень высокой безработице.

КОР: А экономист Евгений Ясин считает, что Россия может начать новую экономическую жизнь, если перестанет жить на доходы от нефти и газа, а начнет развивать свое собственное производство.

ЕВГЕНИЙ ЯСИН (НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ): К следующему Новому году, где-то наступит стабилизация. В 10-м году будет наблюдаться определенный подъем. Это будет 3—4%, в лучшем случае.

КОР: То, что в наступающем году легко не будет никому, это уже почти аксиома. Экономисты рекомендуют россиянам работать больше, а тратить меньше, и тогда, возможно, следующий год мы будем встречать с гораздо лучшим настроением, нежели сегодня.

* Максим Трудолюбов включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.