• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нефть — залог здоровья

Газета. 25 декабря 2008

Иван Родионов, профессор Высшей школы экономики: "Во главу угла должен быть поставлен вопрос населения".

"Руководство страны делает все, чтобы стимулировать работы по поддержанию базовых, социально и стратегически значимых отраслей, производств, обеспечивающих переход к инновационной экономике", — заявил в четверг на первом заседании финансово-экономического совещания "Перспективы формирования устойчивой финансовой системы Российской Федерации" глава Счетной палаты (СП) Сергей Степашин.

Аудиторы отмечают, что, несмотря на все принятые антикризисные меры, стоимость которых уже превысила более 5 трлн рублей (14% ВВП), залогом успешного выхода из кризиса для России по-прежнему остается цена на нефть. "Российская экономика очень зависима от нефтегазового сектора, и если цена на нефть будет низкой, то независимо от эффективности антикризисных мер экономика будет находиться в очень тяжелом положении, будет наблюдаться рецессия", — отметил аудитор Валерий Горегляд (Urals в четверг уже стоила немногим более $30 за баррель). Он также обратил внимание, что события последних месяцев показали, насколько малое значение имели те хорошие макроэкономические показатели, которые наблюдались в России последние несколько лет, в частности, приток инвестиций, за счет которых росла и экономика. "Нужно смотреть, какие инвестиции приходят, какой характер они носят", — сказал Валерий Горегляд, отметив, что инвестиции в Россию носили спекулятивный характер.

В 2007 году приток капитала в Россию составил более $80 млрд. А по итогам 2008 года, по прогнозу зампреда Центробанка Алексея Улюкаева, отток капитала может составить до $100 млрд. Бегство капитала из страны началось в сентябре: главной причиной стало обрушение фондового рынка, которое составило около 47%. По мнению Валерия Горегляда, глубочайшая проблема России — это институциональное запаздывание в развитии. Наряду с хорошими макроэкономическими показателями в России абсолютно не развит институт защиты собственности, независимость судебной системы находится на крайне низком уровне, масштабы коррупции сравнимы со странами третьего мира. Это приводит к тому, что, даже несмотря на идущую рецессию в США и предстоящую в Европе, инвесторы предпочитают вкладывать деньги в американские и европейские экономики.

По мнению Счетной палаты, сейчас нельзя одновременно решать все задачи — сохранять курс рубля, сдерживать инфляцию, выполнять социальные обязательства и при этом пытаться перейти на инновационный курс. "В условиях кризиса невозможно удовлетворить всех", — убежден Валерий Горегляд.

Кого теперь спасать: бюджет или компании?

Антон Данилов-Данильян, председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике:

Основа экономики — это компании, в то время как бюджет и вообще вся социальная сфера — это надстройка. Так было всегда и так всегда будет: нет здоровой и уверенно себя чувствующей социальной и бюджетной сферы без мощной и уверенной экономики, а в конечном счете — без предприятий. Все остальное — от лукавого: и опыт Советского Союза, и Кубы, где якобы были выдающиеся социальные завоевания, но слабая экономика однозначно свидетельствуют о том, что попытка отклониться от основного курса, мейнстрима, приводит лишь к чудовищным и крайне негативным последствиям для самих же людей. Если о том, каким образом спасать компании, конечно, можно спорить, то в отношении базового вопроса какие-либо споры бессмысленны.

Константин Симонов, руководитель Фонда национальной энергетической безопасности:

Полностью спасти не удастся ни бюджет, ни корпорации. Кроме того, совершенно ясно, что бюджетные расходы нужно сокращать. Но если все-таки говорить о дилемме, то бюджет нуждается в большем внимании, так как компании — это часть бизнеса, и они должны нести ответственность за то, что делают. Если государство собирается всем компаниям покрывать их недальновидность в каких-то вопросах, это будет неправильно, так как будет их развращать. Мало того, у многих компаний имеются резервы для выживания. Возьмем нефтяные компании, которые говорят, что если не снизить налоги, то их ждет катастрофа. Так вот, это не совсем правда, потому что за счет дорогой нефти они заработают по итогам 2008 года серьезные прибыли — посмотрите отчеты за три квартала. Прибыли частных и государственных компаний исчисляются миллиардами долларов. Поэтому их ситуацию можно назвать тяжелой только в том случае, если такие деньги считать ерундой. Многие собираются даже повышать в следующем году зарплаты, так что сотрудники крупных структур не выглядят нищими и депрессивными. Соответственно, мне кажется, что у них есть возможности для внутренней экономии.

Иван Родионов, профессор Высшей школы экономики, доктор экономических наук:

Во главу угла должен быть поставлен вопрос населения, которое 10 лет убеждали в том, что не надо форсировать рост потребления, потому что к кризису необходимо накопить резервы и сделать так, чтобы население его не почувствовало. Причем и на самом деле население не имеет никакого отношения к тому, что происходит в мировой экономике. Поэтому во многих странах (и в США, и в Европе) вопрос как раз таким образом и поставлен: население в кризисе не виновно, а потому оно по крайней мере не должно его заметить. Однако если у нас вы сходите в магазин и посмотрите на цены, станет очевидно, что кроме общих слов о том, что состояние населения важно для государства, для него делается крайне мало. Тогда как если бы тот Резервный фонд, который был у нас накоплен, просто раздать на руки в валюте, пришлось бы по $7 тысяч на семью. Полагаю, что люди нашли бы способ, как пережить кризис и без правительства. Ну а вопрос бизнеса — это вопрос его самого. Тем более что в любом случае не бизнес избирает руководство страны.

Михаил Кузнецов, губернатор Псковской области:

Здесь все зависит от того, кто в каких условиях находится и кто может позволить себе одно, а кто — другое. Потому что те, кто привык к достаточно большой доходной части бюджета, и расходную часть поддерживают на соответствующем уровне. А так как в течение нескольких месяцев кардинально ее реорганизовать и оптимизировать нельзя, в подобной ситуации неизбежно приходится спасать бюджет. Однако у нас в области ситуация, может быть, не совсем типичная, так как мы привыкли довольствоваться малым. На сегодняшний день наш бюджет сбалансирован и за последние несколько лет накоплены некоторые резервы. Поэтому больших бюджетных проблем на следующий год у нас нет, и мы себе можем позволить делать (пусть и подтянув пояса потуже) определенные послабления субъектам предпринимательства. В частности, мы воспользовались правом снизить ставку по упрощенной системе налогообложения, на которой сидит малый бизнес, с 15 до 5%.