• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как догнать Америку

Компания. 2009. № 23. 22 июня

Исходная оценка производительности труда в российской торговле по результатам исследования McKinsey & Company выглядит удручающе: к концу 2007 г. она составляла лишь менее одной трети от уровня производительности труда в США. Впрочем, за долгие десятилетия мы привыкли к сообщениям о подобном отставании, поэтому вроде бы в представленной цифре нет ничего удивительного. Но при более внимательном изучении вопроса оказывается, что ситуация выглядит иначе и не столь драматичным образом.

Дело в том, что, по данным McKinsey & Company, отношение российского уровня производительности труда в розничной торговле к американскому уровню ранее было намного хуже и с 1999 по 2007 гг. оно выросло более чем вдвое — с 15% до 31%. При этом заметим, что производительность труда в США тоже не стояла на месте, за этот период она увеличилась примерно на 50%. Если указанные оценки верны, то производительность труда в российской торговле должна была за восемь лет вырасти более чем в три раза.

В исследовании McKinsey & Company сообщается, что две трети отставания по уровню производительности труда в отечественной торговле образуется ввиду низкого уровня проникновения современных торговых форматов. Розничные рынки, киоски и прилавочные магазины сильно тянут нас назад. Когда же мы отодвигаем их в сторону и начинаем сравнивать компании, работающие с современными торговыми форматами, то картина существенно меняется. Отставание от США по уровню производительности труда становится куда менее заметным - валовая прибыль на одного занятого в российских компаниях оказывается ниже всего на 22% по сравнению с аналогичными компаниями США. И если в отечественных розничных компаниях, работающих в современных форматах, на 1 кв. м торговой площади действительно приходится почти в три раза больше работников, чем на аналогичных торговых предприятиях США, то удельная валовая прибыль российских компаний в расчете на метр торговой площади должна примерно в 2,3 раза превышать прибыль американцев. Здесь мы Америку уже "догнали и перегнали".

Означает ли это, что у наших компаний все было замечательно и только кризис помешал их дальнейшему бурному росту? Это не совсем так. Посмотрим, откуда взялась у российских компаний столь высокая (по международным меркам) удельная валовая прибыль? На этот вопрос коллеги из McKinsey & Company также дают ответ: она извлекается в результате более низкого уровня проникновения современных форматов и, следовательно, менее высокого уровня конкуренции. Напрашивается следующий вывод: привычные сетования на неэффективность ведущих российских компаний несколько преувеличены. Но сохранять достигнутый уровень и тем более повышать эффективность по мере неизбежного роста конкуренции между розничными сетями будет все труднее и труднее.

Две трети отставания по уровню производительности труда в отечественной торговле образуется ввиду низкого уровня проникновения современных торговых форматов. Розничные рынки, киоски и прилавочные магазины сильно тянут нас назад.