• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Промышленность нырнула ниже дна

Газета. 19 мая 2009

По мнению научного руководителя Государственного университета — Высшей школы экономики Евгения Ясина, 16,9% спада не смертельно. Гораздо более серьезной опасностью является высокая инфляция.

Российское промпроизводство показало очередной рекорд падения. По вчерашним данным Росстата, в апреле падение составило 8,1% к марту 2009 года и 16,9% к апрелю прошлого года. Это худший результат с 1994 года. Напомним, в марте объем выпуска отечественной промпродукции вырос по отношению к февралю на 11,7%. Наибольший вклад в апрельский обвал внес обрабатывающий сектор: -25,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это еще один рекорд, ранее в этом секторе максимальным был обвал в январе 2009 года (-24,1%). Остальные отрасли оказались менее падающими. В апреле производство и распределение электроэнергии газа и воды снизились на 2,6%, а добыча минеральных полезных ископаемых (без нефти и газа) уменьшилась на 1,2% по сравнению с апрелем 2008 года.

Тем не менее эксперты предпочитают не усугублять ситуацию: экономика в России достигла дна, а дно имеет волнообразный характер.

Как заявила корреспонденту "Газеты" министр экономического развития Эльвира Набиуллина, падение промпроизводства, в частности, связано с недостатком финансирования. На заседании президиума правительства она также отметила, что в апреле промпроизводство с учетом сезонного и календарного факторов упало только на 0,8%, в то время как в марте — на 1,2%. "Спад замедляется, хотя данные, конечно, нельзя назвать положительными", — сказала министр.

Загадку сезонного и календарного факторов объясняет главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. По его словам, высокие цифры мартовского роста промпроизводства (11,7%) с учетом сезонного и календарного факторов вполне могут обернуться падением на 1,2%. Равно как и падение в 8,1% (апрель по отношению к марту) может быть с учетом тех же факторов на уровне всего 0,8%. "Расчеты могут представлять усредненную помесячную динамику за много лет", — сообщил он корреспонденту "Газеты". По его словам, все зависит от периода выборки.

Паровые турбины погубили рост

"Основной вклад в снижение индекса промпроизводства внесло энергетическое машиностроение, в частности, снижение выпуска паровых и газовых турбин, — считает замдиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. — Это штучный продукт, и его производство скачет". При этом, по оценкам ЦМАКП, турбины дают валовой объем в промпроизводстве около 1%. "В результате сокращение роста с 300% до 0 дает в общий индекс несколько процентных пунктов", — считает Сальников.

Кроме этого сокращение спроса на нефть и газ на внешнем и внутреннем рынках привело к падению добычи этих видов топлива и снижению на них цен, что также внесло значительный вклад в общую картину. Так, добыча нефти и газового конденсата в апреле по сравнению с мартом упала на 2,1%, газа — на 10,3%.

По мнению научного руководителя Государственного университета — Высшей школы экономики Евгения Ясина, 16,9% спада не смертельно. Гораздо более серьезной опасностью является высокая инфляция. "Снижение инфляции примерно до 5% и, как следствие, снижение ставок по кредитам до 7% — вот реальные возможности для экономического роста", — заявил он корреспонденту "Газеты".

Лучшие друзья кризиса — бриллианты

В апреле, считают многие эксперты, кризис стал переходить в новую фазу. Впервые упало производство бензина: -18,2% к марту этого года. Сказалось сокращение автомобилей на дорогах. Кроме того, Владимир Сальников отмечает резкое сокращение производства ювелирных изделий (-8,9%), хотя до этого, несмотря на кризис, оно только росло. "Ювелирная отрасль последней проседает в кризис, поскольку граждане традиционно видят в ювелирной продукции способ вложения денег", — уверен Сальников.

Сельское хозяйство снова вытягивает

"Сейчас механизм роста устойчивый, но его не видно", — уверен Сальников. Есть ухудшение по отдельным продуктам, но есть и отрасли, которые показали рост даже к аналогичному периоду прошлого года. По словам научного руководителя экономической экспертной группы Евсея Гурвича, наметившийся рост в феврале и марте (по отношению к предыдущему месяцу) позволил экономистам говорить о достижении дна и начале роста. "Но движение у дна носит волнообразный характер", — считает экономист. Гурвич не видит в ситуации ничего драматичного. На май он прогнозирует падение примерно на 15% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.

Отрасль, которая если не начинает восстанавливаться, то уже не сокращается, — это автомобилестроение. Так, производство легковых автомобилей показало рост по сравнению с мартом на 3,9% (при сильном падении к апрелю прошлого года), грузовых — на 15,7%. В сельхозмашиностроении растет производство комбайнов (на 43,7% к марту) и тракторов (на 210% к марту). Эксперты связывают это с началом активного периода в сельском хозяйстве. "Впрочем, некоторые производители могут работать на склад", — предупреждает Владимир Сальников.

Вчера вице-премьер Александр Жуков заявил о том, что впервые за полгода снизилось число официально зарегистрированных безработных: с 23 апреля по 13 мая снижение составило 30 тыс. человек. Улучшение ситуации фиксируют еженедельные отчеты Минздравсоцразвития: если в январе и феврале рост безработицы составлял 9%, то начиная с марта рост стал замедляться и составлял уже около 1,5% в неделю. В середине апреля данные начали показывать сокращение уровня безработицы.

Евгений Гавриленков разнонаправленное движение промпроизводства и рынка труда объясняет временным лагом. По его мнению, реальное улучшение экономики начнется в июне-июле этого года.