• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Расходы — на дно

Ведомости. 13 июля 2009

В мае прирост расходов к прошлогоднему уровню снизился до 7,5% против 10,5% за пять месяцев. Региональные бюджеты, в отличие от федерального, начинают притормаживать траты, ведь резервного фонда у них нет, говорит гендиректор Центра развития ГУ-ВШЭ Наталья Акиндинова.

За шесть месяцев федеральный бюджет собрал почти половину запланированных на год доходов, оплатив лишь 40% расходов. С июля чиновники обещают увеличить поддержку экономики. На местах же, напротив, "режут расходы".

Первые шесть месяцев федеральный бюджет закончил с дефицитом в 754 млрд руб. — четверть от годового плана. Тратить казна не спешит — как и прежде, Минфин притормаживает расходы, которые пока профинансированы на 40% (в 2008 г. — 41%). А благодаря подорожавшей нефти ($50,5 за январь — июнь против $41, заложенных в бюджете) собрана почти половина от запланированных на год доходов (47,2%, 54,2% — в 2008 г.).

Темпы расходов за пять месяцев отставали по всем основным статьям (см. график). В июне первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщал, что чиновники пытаются ускорить траты "в ручном режиме", чтобы потратить до июля половину годовых ассигнований. Расходы в июне были почти наполовину выше майских и на 24% — июня-2008 (в мае расходы превысили уровень 2008 г. лишь на 8,3%). Министр финансов Алексей Кудрин обещал, что во втором полугодии ежемесячные расходы превысят 900 млрд руб.: за июль — декабрь бюджету предстоит потратить 5,8 трлн руб. — на 47% больше, чем в январе — июне.

План по расходам, скорее всего, не будет выполнен, почти не сомневается Евгений Надоршин из "Траста": "Если 800 млрд руб. [расходы июня] — это максимум, который удалось протолкнуть в ручном режиме, — а заявление Шувалова выглядит именно так, — то по итогам года бюджет недорасходует 1 трлн руб.". Вероятно, часть средств по стимулированию экономики чиновники переносят на 2010 г., будучи не уверенными в устойчивости прогнозируемого роста (см. статью на стр. А1), считает он: "А иначе зачем толкать экономику, когда она пойдет в гору?" Нефтегазовые доходы благодаря более дорогой нефти во втором полугодии могут вырасти, полагает Александра Сусли на из ЭЭГ. По новому прогнозу Минэкономразвития, средняя цена Urals в июле — декабре составит $57,5, т. е. на 14% выше, чем в январе — июне, а среднегодовая — $54. При среднегодовой цене в $60 бюджет даже перевыполнит план по доходам на 300—500 млрд руб., посчитали в Центре развития ГУ-ВШЭ.

"Но цены-то начали снижаться", — тревожится Надоршин: с 1 июля — на 14,7% (в пятницу — $58,2). Падение налоговых доходов во втором полугодии даже ускорится, опасается Суслина.

Более дорогая нефть (по прогнозу Минэкономразвития) общие доходы бюджета не увеличит, предупреждал Кудрин: ненефтегазовые доходы будут ниже, так как прогноз спада экономики повышен с 2,2% до 8,5%.

Минэкономразвития, судя по прогнозу, полагает, что дно будет пройдено в октябре-ноябре — тогда годовой спад составит 8—8,5%, посчитал Владимир Тихомиров из "Уралсиба". Если падение ВВП затормозится в июле, то за год экономика потеряет 5%, продолжает он. По расчетам Минфина, при падении ВВП на 8% дефицит может достичь 9,9% (8% в законе о бюджете).

Влияние кризиса стало особенно заметным для бюджета со II квартала — первые три месяца он получал доходы по итогам IV квартала 2008 г., указывает Суслина. С мая же стал резко снижаться налог на прибыль. Его поступления за год сократятся на 50—60%, ожидает Кудрин. В регионах за пять месяцев сборы налога на прибыль упали на 43,5%, у федерального бюджета — на 65,2%. Для федерального бюджета снижение обусловлено сокращением ставки налога в пользу регионов, посчитала Суслина, которым это, впрочем, мало помогло — падают прибыли. Четыре региона (см. врез) в мае налог вообще не получили, констатирует Минрегион в мониторинге положения регионов за пять месяцев.


Без прибыли

Без налога на прибыль оказались Коми, Хабаровский край, Архангельская и Сахалинская области. В Коми номинальные поступления – 614,3 млн руб., но это лишь аванс, уточняет представитель Минрегиона.


Сумма НДФЛ, собираемая в региональные бюджеты, тоже снижается. Падает собираемость из-за возврата к теневым зарплатам, отмечают в ЭЭГ (за четыре месяца эффективная ставка подоходного налога сократилась с 9,2% до 8,6%).

Главным источником региональных доходов стали трансферты федерального бюджета: их сумма возросла более чем наполовину. Бюджетный дефицит был покрыт за счет федеральных дотаций и остатков средств на счетах (8,8 млн руб.), говорит замминистра финансов Республики Коми Эдуард Слабиков.

По итогам пяти месяцев (за полугодие данных пока нет) региональные бюджеты все еще в профиците на 252 млрд руб., в мае он впервые сократился. В мае прирост расходов к прошлогоднему уровню снизился до 7,5% против 10,5% за пять месяцев. Региональные бюджеты, в отличие от федерального, начинают притормаживать траты, ведь резервного фонда у них нет, говорит гендиректор Центра развития ГУ-ВШЭ Наталья Акиндинова. Но корректировка бюджетов недостаточна, констатирует Минрегион: с начала года регионы сократили расходные статьи на 6%, а для достижения сбалансированности ужаться надо на 15%.