• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Десять тезисов Медведева

Российская газета. 2009. № 93 (4917). 26 мая

"Если бы раньше была проведена банковская реформа - шло бы с начала 2000 годов укрупнение банков, - если бы ввели мониторинг внешних заимствований банков и предприятий и реформировали в пользу большей прозрачности систему госзакупок, сейчас это была бы большая помощь", - отмечает заместитель директора Института "Центр развития ГУ-ВШЭ" Валерий Миронов.

Вчера Дмитрий Медведев в Кремле лично представил членам правительства, а также главам Федерального Собрания Бюджетное послание.

Тем самым глава государства решил подчеркнуть, насколько важным на данный момент является формирование верных ориентиров экономической политики.

Раньше Бюджетному посланию придавалось чуть меньшее значение. Документ в основном выходил в свет после оглашения Послания Федеральному Собранию, что являлось во многом детализацией его экономической части. Заодно Бюджетное послание задавало ориентиры в  работе над бюджетом, которая, как правило, начиналась после оглашения Бюджетного послания. Документ при этом просто передавался в парламент и правительство.

Мировой кризис заставил государство вернуться к той экономической работе, о которой многие годы уже и не вспоминали. Выгодная конъюнктура на мировых сырьевых рынках позволяла строить масштабные планы. Например, в 2007 году министр финансов Алексей Кудрин планировал через шесть лет довести инфляцию до 3,5 процента, хотя за последние годы ему редко когда удавалось точно спрогнозировать рост цен даже на текущий год. Правительство могло довольно наблюдать за ростом золотовалютных резервов, наполнять Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Было время, чтобы вальяжно дискутировать о том, стоит ли снижать НДС, когда это делать и на какие доли процентов или проценты, и вообще не спешить с реализацией многих реформ.

О том, что конец этой экономической сказки может быть печальным, глава государства предупреждал еще в своем предыдущем Бюджетном послании. Документ вышел в июне прошлого года, и уже тогда в нем было подчеркнуто, что появляется неопределенность на мировых рынках сырья и капитала, продолжается замедление темпов экономического роста. Тогда же еще отчетливее прозвучал тезис о необходимости большей эффективности расходования бюджетных средств.

Вчера же Дмитрий Медведев изложил 10 тезисов, на которых должна основываться экономическая политика правительства.

Общая ситуация в экономике страны оценивается как крайне тяжелая. "Глобальный экономический кризис далек от завершения, - констатировал Дмитрий Медведев. - В 2009 году мы ожидаем, к сожалению, более глубокий, по сравнению с теми первоначальными прогнозами, спад ВВП". "Макроэкономическая стабильность является фундаментальным условием развития экономики, - заявил президент. - Исходя из этого, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных оценках будущей динамики цен на сырьевые ресурсы. Конечно, цены могут оказаться и выше, и для нас это было бы, безусловно, лучше, но рисковать исполнением обязательств мы не имеем права".

Еще один главный принцип бюджетной политики - поиск золотой середины между двумя крайностями. С одной стороны, необходимо сдерживать рост государственных расходов, а с другой - бюджет не должен стать одним из источников дополнительного снижения экономического роста и деловой активности. "Бюджет должен наконец превратиться в один из ключевых факторов достижения наших долгосрочных целей", - указал Медведев, предостерегая от приоритетов в виде решения сиюминутных задач.

Во главе государственных приоритетов по-прежнему остается исполнение социальных обязательств. Именно этот тезис бюджетной политики на 2010-2012 годы прозвучал первым.

Одновременно Медведев призвал придать соцобязательствам более адресный характер, а с этим, зная специфику на местах, лучше могли справиться региональные органы власти. Следовательно, необходимо расширять их полномочия в этой сфере.

"Последовательное снижение бюджетного дефицита, - заявил глава государства. - Темпы этого снижения подлежат отдельному обсуждению". При этом бюджет должен предусматривать повышенный уровень нераспределенных резервов, что даст возможность оперативно реагировать на меняющуюся экономическую ситуацию. "В частности, нам необходимо будет определиться с параметрами индексации фондов оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих и минимального размера оплаты труда",  - считает президент.

Об отдельном обсуждении бюджетного дефицита Дмитрий Медведев заговорил не просто так. Прогноз правительства предполагает, что в 2009 году дефицит составит 7,4 процента, в 2010-м - 5 процентов, а в 2011-м - 3 процента. Определенная часть бюджетного дефицита в этом году была вызвана еще и тем, что, осуществляя значительный комплекс антикризисных мер, государство пошло на крупные дополнительные расходы. Однако в перспективе от них придется постепенно отходить. "Применение любых антикризисных мер является временным", - пояснил помощник президента Аркадий Дворкович.

Вопрос в том, как скоро и от каких мер поддержки государство сможет отказаться, учитывая, что уже сегодня в Белом доме ожидают продолжения кризисных явлений.

Когда грянул кризис, стало ясно, что в предыдущие годы так затянулись реформы. "Если бы раньше была проведена банковская реформа - шло бы с начала 2000 годов укрупнение банков, - если бы ввели мониторинг внешних заимствований банков и предприятий и реформировали в пользу большей прозрачности систему госзакупок, сейчас это была бы большая помощь", - отмечает заместитель директора Института "Центр развития ГУ-ВШЭ" Валерий Миронов.

Президент Дмитрий Медведев был вынужден категорично заявить, что прогнозируемый на уровне 7,4 процента дефицит бюджета страны в этом году - это еще оптимистичная цифра, а заодно задать новые жесткие принципы бюджетного процесса. Их основа  - поддержание макроэкономической стабильности и жесткая экономия госсредств с одновременным повышением эффективности их расходования. "Экономить - это не всегда обязательно сокращать расходы, хотя по многим направлениям, которые в нынешних условиях не являются первоочередными, делать придется и это, - заявил Дмитрий Медведев.  - Важно четко определить приоритеты и цели использования средств налогоплательщиков. Следует последовательно выверять практику формирования бюджета, программные и проектные подходы, добиваться в конечном счете максимально возможного имплекативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля".

Об экономии пришлось задуматься не просто так. Даже вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину пришлось вчера признать, что Резервный фонд, создававшийся специально на подобные случаи, будет израсходован уже в будущем году. "Но если нам удастся сокращать дефицит до 3 процентов в последующем, то при цене на нефть свыше 50 долл. есть перспективы, что Резервный фонд снова начнет восстанавливаться уже с 2011 года", - заявил Кудрин.

При этом пик кризиса снова откладывается - теперь на следующий год. А финансировать приоритетные направления экономики все равно придется, каким бы серьезным не был кризис. Поэтому Бюджетным посланием президент поручил кабинету министров определить приоритетные направления бюджетного финансирования и наконец-то выдать бюджетное планирование, ориентированное на результат. То есть бюджет на следующий год будут серьезно перекраивать, чтобы сконцентрировать средства на приоритетных отраслях.

Эта экономия проходит через все Бюджетное послание. Экономить государство станет на господдержке отечественных предприятий. В Послании дан четкий сигнал бизнесу - новых антикризисных мер и субсидий больше не будет. Помощник президента Аркадий Дворкович это подтвердил, заявив, что антикризисные меры, запланированные на 2009 год, должны рассматриваться как временная мера, от которой дальше будут отходить. Решение в целом понятно, поскольку многие из принятых шагов оправдали себя не в полной мере. Но полностью отказаться от помощи реальному сектору правительство все равно не сможет. "Будет сделан упор на меры нефинансового плана", - считает Валерий Миронов.

Значительно сэкономить государство могло бы и путем совершенствования госзакупок, на что ориентирован еще один из тезисов Бюджетного послания Медведева. Их прозрачность позволила бы сэкономить, по некоторым оценкам, несколько сотен миллиардов рублей, которые можно было бы направить в правильное русло. Например, в 2009 году на докапитализацию банковского сектора требуется 500 миллиардов. Не от хорошей жизни на время заморожено и налоговое законодательство. "Революция в ближайшее время не планируется", - предупредил помощник президента Аркадий Дворкович. Единственное, на что согласно пойти государство, - это снизить нагрузку для смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых, пенсионных и медицинских взносов. С 2011 года будет действовать единый страховой тариф, который вырастет с 26 до 34 процентов и позволит пополнить Пенсионный фонд, а также Фонды социального и обязательного медицинского страхования. Для отдельных категорий налогоплательщиков введут переходный период, но он закончится в 2015 году.

О социальных обязательствах государство не забывает. Их исполнение прозвучало первым тезисом бюджетной политики. Кроме того, Дмитрий Медведев потребовал создать сбалансированную пенсионную систему, чтобы в 2010 году средняя пенсия по стране превысила 8 тысяч рублей. В этом можно видеть как популистский, так и вполне экономический подтекст. Замдиректора Института "Центра развития ГУ-ВШЭ" Сергей Смирнов отмечает, что тем самым можно стимулировать спрос низкодоходных слоев населения, в основном ориентирующихся на продукцию отечественного производителя, которому сегодня так нужен свой потребитель.

Еще один тезис - о повышении эффективности расходования средств путем большей самостоятельности властей на местах. Пока в регионах еще есть запас финансовой прочности, однако если денег не будет, что вполне вероятно, субъекты попадут в жесткую зависимость от федерального центра. В то же время Дмитрий Медведев четко дал понять, что бюджетное субсидирование не должно финансировать любые расходные обязательства.

Вспомнит Россия и о такой вынужденной экономической мере, как заимствования. В связи с фактически неизбежным истощением Резервного фонда правительство уже заложилось на привлечение дополнительных средств. По прогнозам Кудрина, в следующем году заимствования могут достигнуть 7  млрд долларов, а в будущем вырасти до 10 млрд.

Какому кредитному ресурсу - внутреннему или внешнему - будет отдан приоритет, не совсем ясно. В апреле премьер Путин в Госдуме уверял, что правительство не хочет изымать средства из отечественного банковского сектора, которому и так нужна дополнительная помощь. Вчера же Аркадий Дворкович подчеркнул, что приоритет до лучших времен отдадут внутреннему рынку. Но Алексей Кудрин как раз уверен, что брать деньги надо за рубежом.