• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Могло быть +3%

Ведомости. 12 августа 2009

Заместитель директора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов: "Если бы не продолжение сокращения запасов, то уже во II квартале ВВП мог вырасти на 3%, а не упасть на 10,9%".

Экономика России во II квартале 2009 г. сократилась на 10,9% по сравнению со II кварталом 2008 г., сообщил свою первую оценку Росстат. Масштаб падения предопределили сокращавшиеся запасы

Оценка Минэкономразвития была чуть лучше: минус 10,4%. В I квартале ВВП упал на 9,8%. Продолжение спада Минэкономразвития связывает с ускорением падения внутреннего спроса — инвестиционной активности, конечного потребления, с продолжающимся сокращением запасов. Росстат структуру спроса во II квартале пока не опубликовал.

Инвестиции в основной капитал во II квартале упали на 20% после падения на 15% в I квартале, оборот розницы (один из индикаторов потребления домохозяйств) — на 5,6% после снижения на 0,1% соответственно. Вклад запасов в падение ВВП во II квартале больше, чем в первом, говорил ранее "Ведомостям" замдиректора департамента Минэкономразвития Олег Засов.

По расчетам Центра развития Высшей школы экономики, сокращение запасов предприятий (сырья, готовых товаров для перепродажи, незавершенного производства) в январе — марте обеспечило экономике 8 процентных пунктов падения из 9,8%. А во II квартале — почти 14 п. п. (см. врез на стр. А3). "Если бы не продолжение сокращения запасов, то уже во II квартале ВВП мог вырасти на 3%, а не упасть на 10,9%", —  делает вывод заместитель гендиректора Центра развития Валерий Миронов.

До кризиса забивали склады в расчете на рост цен, объем запасов достиг почти трети ВВП. "Запасали все: сырье, которое непрерывно дорожало, готовую продукцию в расчете на рост спроса", — вздыхает Миронов. Процесс по инерции продолжался и после снижения цен на нефть, вспоминает директор Центра стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: "Считалось, что кризис нас не затронет". По оценкам Центра развития, уровень запасов в составе оборотных средств промышленности к началу II квартала все еще превышал предкризисный на 42%.

Условия торговли улучшались, курс укреплялся, издержки росли и выплескивались в цены, из-за инфляции займы в валюте были выгоднее —  финансирование попало в зависимость от внешних рынков, описывает МВФ схему раздувания пузыря, из-за которого Россия упала сильнее, чем кто-либо из стран "двадцатки". Кредитование экономики прекратилось сразу, сокращение запасов связано с его отсутствием, считает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева: "Идет проедание из-за нехватки оборотного капитала".

Нефтяное изобилие не стимулировало изменений в структуре российской экономики: нет практически никаких успехов в проведении многих реформ — ни для снижения вмешательства государства в экономику, ни для развития конкуренции, ни для развития несырьевой экономики, констатирует МВФ.

"Так дальше развиваться нельзя. Это тупик", — заявил депутатам президент Дмитрий Медведев (цитата по "Интерфаксу"): у зависимой от сырья экономики нет будущего, и кризис это показал.

Структура еще долгие годы останется сырьевой, сожалеет Цепляева. Из кризиса экономику вытянет тоже нефть, считает она: оживление мирового спроса поддержит производство и только после этого банки начнут его кредитовать.

С очисткой от сезонности ВВП в I квартале упал к четвертому на 9%, а во втором к первому —  на 0,5%, посчитала она: "Падение почти прекратилось, и в III квартале ко второму возможен рост". В годовом выражении рецессия будет длиться еще несколько кварталов, говорит Цепляева: "Слишком сильно упали". То, что оценка Минэкономразвития II квартала оказалась близка к данным Росстата, означает, что в отношении июня министерство не ошиблось, верит Цепляева. В июне Минэкономразвития зафиксировало даже рост ВВП на 0,1% (к маю с очисткой от сезонности). Курс рубля стабилен, нефть дорожает, началась долгожданная бюджетная поддержка, перечисляет Цепляева факторы, работающие на рост экономики.

Избыточные запасы рассосались к лету, с III квартала их вклад в динамику ВВП будет нулевым, предполагал Засов. Если это так, то уже в III квартале расчистившая склады промышленность совершит мощный отскок — до 0% после минус 15,4% во II квартале, а ВВП покажет рост, говорит Миронов.

В любом случае запасы еще долго будут тянуть экономику вниз, предвидит Миронов: в их составе есть и импортная продукция. По данным ФТС, за полугодие физические объемы импорта упали на 45,7%. По расчетам Миронова, на 10% импорт упал из-за девальвации, еще на 20% - из-за падения спроса, а остальные 15% — распродажа запасов и, если склады пусты, темпы падения импорта замедлятся, что негативно скажется на динамике ВВП, приведет к сжатию торгового сальдо и дестабилизации валютного рынка. Рассчитывать, что запасы станут драйвером выхода из рецессии, так же как они стали акселератором спада экономики, нельзя, резюмирует Миронов.

Что упало

Падение инвестиций сократило ВВП во II квартале на 3,2 п. п., конечное потребление —  на 1,5 п. п., вклад чистого экспорта - плюс 7,6 п. п. (физические объемы экспорта сократились всего на 4,5%, импорта —  на порядок больше), подсчитал Миронов. Чтобы "в сумме" получился спад на 10,9%, вклад в падение ВВП запасов должен составить минус 13,9 п. п.