• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кризис уронил эффективность

Труд. 19 августа 2009

Директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) Владимир Гимпельсон об ограничении падения занятости на предприятиях.

Сильнее всего эффективность работников понизилась в секторах, которые поддерживает государство, например в машиностроении и металлургии. Сфера услуг и торговля, напротив, вынуждены заставлять своих работников трудиться лучше.

Приблизительно производительность труда в стране считается очень просто: ВВП, деленный на количество работников. "До кризиса наш ВВП рос, соответственно, повышалась и производительность труда", — рассказывает Елена Шарипова, старший экономист ИК "Ренессанс Капитал". Теперь все изменилось.

С начала года ВВП упал на 9,5%, а число занятых — едва ли на 5%, по данным Росстата. "Государство ограничивало падение занятости, вводя на предприятиях режим неполного рабочего времени", — объясняет Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики.

Сейчас таких людей в стране, по данным Минздравсоцразвития, более 1,6 миллиона.

Поддержка слабых

Лидер по неэффективности среди отраслей российской промышленности — это машиностроение, особенно автопром. Производство автомобилей в стране упало с начала года более чем в два раза, по данным Ассоциации европейского бизнеса. Занятость — не более чем на 10%.

Основная проблема, мешающая повышению производительности труда заводов этой отрасли, — давление местных властей. "То, что предприятие является градообразующим, не позволяет его руководству адекватно реагировать на изменения из-за опасности социального напряжения, — объясняет Елена Шарипова. — Я думаю, что сегодня это одна из проблем нашей экономики". Пока у государства будут деньги на поддержку моногородов, повышения эффективности в них ожидать не следует, уверены эксперты.

Порой доходит до абсурда. "АвтоВАЗ" — крупнейшее предприятие российского автопрома — с начала кризиса сократил всего 3200 человек, то есть менее 3% общей численности работников. При этом продажи автогиганта упали почти в два раза. Местные власти и руководство завода неоднократно заявляли, что никаких сокращений не будет.

Остались сами по себе

Бизнесу, который оказался без поддержки государства, пришлось подтягивать производительность труда. Если до кризиса компании активно набирали людей и не особо заботились о том, какова их производительность, то теперь ситуация противоположная.

Год назад на одного управленца в сети "Эльдорадо" приходилось 8–10 продавцов. Сейчас менеджеров в полтора раза меньше — 2000 человек. Эффективность каждого из них выросла в полтора два раза, рассказывает Руслан Ильясов, HR-директор сети. Более интенсивно трудиться пришлось и продавцам. Во время кризиса из магазинов уволили весь вспомогательный персонал — грузчиков и мерчендайзеров. Их функции взяли на себя как раз продавцы, которые теперь не только торгуют, но и выкладывают и разгружают товары.

В целом из-за кризиса производительность труда выросла в сфере продаж, в банковской, а также в сфере услуг, считает Ксения Сухотина, генеральный директор компании "РБС-человеческие ресурсы". "При сокращении объемов бизнеса компании этих секторов сделали ставку на повышение эффективности сотрудников", — объясняет она. Финансовый сектор оперативнее всего отреагировал на кризис. Первые громкие сокращения осенью 2008 года провели компании "Тройка-Диалог" и "Уралсиб".

Сколько продукции в год делает один сотрудник российской и мировой компании