• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Удастся ли остановить рост бедности в России?

Газета. 31 августа 2009

Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований Государственного университета - Высшей школы экономики: "У нас уровень бедности определяется уровнем зарплат".

Рост бедности в нашем случае - это реакция на кризис, который, очевидно, подействовал на разные слои населения, с точки зрения снижения жизненного уровня, по-разному. Да, сначала разговоры шли о так называемых моногородах и тому подобном, но потом кризис расширил свое действие. Правда, он все равно повлиял не в целом на население, а на определенные категории: например, на самых богатых и самых бедных. Значит, и проблема выхода из бедности сейчас - это пока проблема выхода из кризиса. Ведь что ни говори, но в течение, как про них говорят, " тучных лет " люди начали свой жизненный уровень повышать: росли доходы, потребление и так далее. Как будет развиваться кризис и как долго он еще будет проявлять свое действие - от этого зависят проблемы бедности (в то время как раньше это была больше структурная бедность, когда одни слои улучшали, а другие ухудшали свое положение). Другой вопрос, что уже есть некоторые намеки на то, что кризис себя несколько исчерпал (по край- ней мере за рубежом - а мы тоже от них зависим). Поэтому важно еще и то, останутся ли те факторы, которые делали опасной экономическую ситуацию для некоторых слоев населения, после того, как кризис будет блокирован. Потому что может случиться, что блокированный кризис отразится в лучшую сторону на среднем классе и на богатых, но может и не сильно подействовать на бедных.

Александра Очирова, председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике

Без преодоления бедности невозможно решить задачи, которые прописаны в стратегии социального развития нашей страны. Поэтому требуются определенные технологии. Понятно, что статистика по росту бедности во многом связана с обрушившимся кризисом. Но мне кажется, что несмотря на то, что кризис продолжается, есть ряд серьезных подходов, чтобы совершенствовать социальные механизмы и инструменты, которые призваны реализовать социальную политику. Поэтому вместе с такими известными во всем мире вещами, как бюджет, его составляющие, расходы на социальную сферу, как ответственность власти за происходящее, еще существуют социальные стандарты. Которые, в свою очередь, сопровождали бы жизнь человека и обозначали его возможности жить и развиваться. А соответствующая политика выравнивала бы бюджеты разных уровней и отвечала бы за экономическую устойчивость семей. Причем в кризис необходимо собирать все свои возможности и совершенствовать то, что не было усовершенствовано ранее. Нужно посчитать, что у нас есть в запасе, и сделать такую политику, которая бы имела минимальные потери.

При этом я все-таки уверена, что бедность в нашей стране будет преодолена. Хотя бы потому, что у нас достаточно много экономических ресурсов и человеческого фактора. Нужно научиться этим управлять и ввести эффективные социальные технологии и механизмы, которые соответствовали бы тому достойному целеполаганию, которое провозгласило руководство страны. Думаю, что обещания и социальные затраты не будут уменьшены - это серьезное проявление политической воли. Несмотря на трудности, считаю, что это нужно сделать антикризисным подходом, а с другой стороны - перспективной долгосрочной технологией, о которой мы бы вспоминали не в День борьбы с бедностью, а до тех пор, покуда эта бедность не будет преодолена полностью.

Петр Бизюков, ведущий специалист социально экономических программ Центра социально-трудовых прав

Главный способ борьбы с бедностью - это повышение уровня жизни, это предоставление людям возможности повышать свой уровень потребления и свой уровень благосостояния. Но у нас уровень жизни определяется не столько усилиями самого человека, сколько внешними обстоятельствами: мы зависим от нашего работодателя, от государства, от местных властей и так далее - есть много вещей, которые могут лишить человека денег. Та же инфляция, девальвация, банкротство предприятия; список можно продолжать. С этой точки зрения ничего нового не появилось: мы не стали более защищенными. А вот способов, когда человек сам является кузнецом своего счастья, стало и вовсе меньше. Я хотел бы отметить, что не вижу смысла в мерах, которые носят централизованный характер. Все-таки уровень жизни определяется не тем, как государство кормит своих граждан, а тем, есть ли у них возможность самим зарабатывать столько, сколько им нужно. А таких возможностей точно не прибавилось.

Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований Государственного университета - Высшей школы экономики

Бедность в большинстве стран мира определяется уровнем занятости: чем больше людей вне занятости, тем выше бедность. Но у нас такой связи нет, у нас уровень бедности определяется уровнем зарплат. Так что если кризис будет продолжаться, а заработные платы будут продолжать идти вниз, то и уровень бедности будет расти. Поэтому нужно бороться с кризисом: если из него удастся выйти и экономика начнет генерировать нормальные рабочие места, то, соответственно, бедность пойдет вниз. А если мы будем барахтаться на дне, то бедность будет продолжать расти.