• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полюбить должника

Новые известия. 7 сентября 2009

Директор банковского института Высшей экономической школы Василий Солодков считатет, что "плохая задолженность у банков продолжает расти".

На Международном банковском форуме, который в эти дни проходит в Сочи, звучат оптимистичные оценки будущего российского банковского сектора. Как отметил в субботу на форуме директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Алексей Симановский, "ситуация достаточно стабильная - развитие идет не по страшной кривой, а линейно". Представитель Центробанка уточнил, что происходит затухание темпов нарастания "плохих" активов. А вот эксперты "НИ" уверены, что поводов для оптимизма пока мало. И проблема не в том, что банкам приходится управлять "плохими" активами, а в том, что это активы плохих предприятий.

Доля проблемных и безнадежных ссуд (четвертой и пятой категорий качества, по методике оценки ЦБ РФ) в общем объеме выданных российскими банками кредитов, по данным ЦБ РФ, выросла с 3,8% на 1 января до 8,1% к 1 августа. И по темпам роста этого показателя видно, что если в среднем за первый квартал рост составлял 15%, то за второй квартал - 9%.

Вместе с тем многие эксперты банковского сектора считают, что говорить о завершении кризиса еще рано и России необходимо "играть на опережение". В частности, гендиректор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов отметил на форуме, что проблема просроченной задолженности, объем которой с начала года вырос в два раза и приблизился к 1 трлн. рублей, является основной. И сообщил, что на санацию проблемных банков направлено еще 250 млрд. рублей. По его словам, около 130 млрд. рублей предоставил ЦБ России и 120 млрд. рублей - федеральный бюджет. "Мы рассчитываем вернуть эти средства через три-пять лет", - отметил г-н Турбанов. Вместе с тем специалист считает, что очевидной второй волны долгового кризиса может и не быть. По его словам, кризис проблемных долгов "будет растянут во времени".

Аналитик банковского сектора компании "Русрейтинг" Виктория Белозерова в беседе с "НИ" сделала другой акцент. "Убытки от "плохих" активов и затрата собственных средств на их погашение - не так уж страшно, и это не системный кризис, - считает эксперт. - С "плохими" активами, которых у банков предположительно до половины портфелей, они будут работать. Главное - что государство банки не бросило". По ее словам, государство, выступающее в роли регулятора, оказывает поддержку и делает все необходимое, чтобы проблема решалась системно и прозрачно, с участием клиентов-предприятий и банков. "Ведь в начале года банки не знали, как поведет себя регулятор. Была угроза, что "плохие" активы просто начнут списывать и прятать, что к добру бы не привело", - считает г-жа Белозерова. Теперь же, по ее словам, ситуация плохая, но стабильная и с крупными просрочками можно справиться коллективно, с соблюдением "правил игры". Курс на солидарность и кооперацию подтвердил и представитель Центробанка. Отвечая на вопрос о готовности ЦБ и банковского сообщества к негативному развитию событий, г-н Симановский отметил, что банки готовы на 95%, а регулятор - на 99% и выше.

Глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков подчеркнул на форуме, что сейчас банкиры настроены оптимистично. "В прошлом году была тревога за будущее, а сейчас ее нет", - сказал он. А вот директор банковского института Высшей экономической школы Василий Солодков, также находящийся на форуме, сообщил "НИ", что "плохая задолженность продолжает расти". "Просто спад из свободного падения перешел в управляемое. Я не вижу поводов для оптимизма. Ситуация тяжелая и в стране, и в мире. Безработица растет, цены на нефть падают", - отметил эксперт. А главное, по его мнению, - "кризис Россию так ничему и не научил". Имеется в виду, что структурных реформ в стране как не было, так и нет. Экономика живет за счет государственной подпитки, но никто ее не настраивает ни на конкурентоспособность, ни на высокую производительность. И проблема не в том, что банкам придется управлять "плохими" активами, а в том, что это активы плохих предприятий.