• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инфляция: будет ли тернистый triple в 2014?

ФИНАМ. 26 декабря 2013

Близящийся к завершению 2013 год подбросил-таки неприятный сюрприз Банку России, которому не удалось добиться целевого уровня инфляции. Камнем преткновения вновь стали продовольственные товары, но на этот раз другие. Инфляция в 2014 году от этого будет только ниже, но насколько?

По итогам текущего года инфляция составит 6,4%, а то и все 6,5%. Годом ранее рост потребительских цен составил 6,6%, а ещё ранее — 6,1%. Неискушённому читателю может показаться, что российские денежные власти далеки от преуспевания в деле снижения инфляции: пробраться через тернии к заветной цели, уровню ниже 6,0%, пока что не удалось. Однако структурный анализ инфляции показывает, что и в 2012 и в 2013 гг. преодолению этого рубежа мешали «случайные» факторы.

В прошлом году таким фактором стала засуха. А в этом году сначала летом, из-за сокращения отечественного производства молока и роста цен на сухое молоко на мировом рынке, начали стремительно расти цены на весь спектр молочных продуктов; а осенью подскочили цены на овощи (из-за слишком дождливого сентября) и на яйца (из-за высоких цен на корма  следствие засухи 2012 года). (Правда, следует отметить, что на протяжении всего года этим негативным тенденциям противостояло отсутствие роста цен на мясопродукты.) В результате 12-месячная продовольственная инфляция к ноябрю ускорилась до уровня 2012 г.  7,5%. С учетом высокого удельного веса продовольствия в российской потребительской корзине (37,1%) этого оказалось достаточно, чтобы не дать инфляции опуститься.

В отличие от цен на продовольствие, где высока роль конъюнктурной компоненты, цены на непродовольственные товары на протяжении всего года вели себя более нормально для экономики затухающего спроса и демонстрировали устойчивую тенденцию к замедлению роста. К ноябрю инфляция в сегменте базовых непродовольственных товаров опустилась до 3,7 с 4,6% в декабре 2012 г. и 5,7% в декабре 2011 г.

Инфляция в базовых услугах в 2013 г. ускорилась (с 5,1 до 6,4%), что в значительной степени связано с сильным ростом зарплат бюджетников.

Важным итогом 2013 года является наличие хороших предпосылок для более низкой инфляции в 2014 г. Во-первых, мы ожидаем, что цены на подорожавшее в 2013 г. продовольствие при нормальных погодных условиях и стабильных ценах на мировых продовольственных рынках, скорее всего, замедлят темп роста, а на некоторые товары (яйца, овощи, картофель)  даже могут снизиться.

Во-вторых, ухудшение потребительского спроса, происходящее в текущем году, судя по всему (достаточно посмотреть на ситуацию на рынке автомобилей, где отмечается сокращение объема продаж), продолжится и в 2014 г., что означает ещё большее сопротивление росту цен (прежде всего  на непродовольственные товары). А менее масштабное повышение зарплат бюджетникам может привести к замедлению инфляции в услугах.

В-третьих, ухудшение экономической обстановки вынудило власти отказаться от индексации тарифов инфраструктурных монополий для предприятий в 2014 г. и на ограничение роста тарифов для населения темпом 4,3%. При прочих равных это может снизить годовую инфляцию почти на 1,0 п.п. (0,5 п.п. прямого эффекта, от тарифов для населения, и до 0,5 п.п. косвенного эффекта, от тарифов для предприятий).

Однако следует отметить, что в следующем году будет действовать и ряд факторов, ускоряющих инфляцию. Во-первых, должна нормализоваться ситуация на рынке мясопродуктов. Реакция на рост в 2013 г. импорта мяса и птицы в виде дефляции в соответствующих продуктовых сегментах уже подходит к концу, о чём говорит наметившийся в последние месяцы рост цен. По итогам следующего года мы ожидаем рост цен на мясопродукты на 2–5%. Во-вторых, мы ожидаем, что в следующем году неизбежно ослабевающий в силу ослабления платежного баланса курс рубля будет оказывать существенное давление на динамику цен. Эта гипотеза требует особого пояснения. Дело в том, что в последние годы курс рубля к доллару совершал колебательные движения с довольно большой амплитудой  вплоть до 10%. Однако колебания курса рубля не находили должного отражения в динамике потребительских цен (речь идёт, прежде всего, о ценах на непродовольственные товары).

Для оценки перспектив инфляции при ослабевающем курсе рубля мы посчитали курс рубля к валютам стран  торговых партнёров, полученный путём взвешивания курсов валют объёмами импорта из этих стран. Динамика полученного курса в 2010–2013 гг. в целом похожа на динамику курса рубля к доллару, но есть важные отличия. Во-первых, амплитуда колебаний в этом случае была заметно меньше, и воздействие курсовой динамики на потребительские цены вполне могло демпфироваться слабым спросом конечных потребителей и хеджированием валютных рисков. Во-вторых, средние значения такого курса рубля за 2010–2012 гг. практически не менялись, а заметное изменение курса и его переход на новый, более «слабый» (на 5–7%) уровень произошло лишь во втором полугодии 2013 г. Наш вывод: в ближайшие месяцы экономика должна будет начать приспосабливаться к более высоким ценам импорта, что выразится в изменении динамики цен на непродовольственные товары. Мы не готовы утверждать, что ускорение инфляции в этой товарной группе неизбежно. Более вероятным нам представляется взаимно поглощающее влияние факторов ослабевающего спроса населения и слабеющего рубля.

В 2014 г. мы ожидаем проявления множества разнонаправленных тенденций. Но пока наш прогноз на 2014 г. выглядит оптимистично: для сценария с нормальным урожаем и медленным ослаблением рубля (не более чем на 1 рубль за год, относительно текущих уровней) инфляция составит 4,9%. Это наш «срединный» прогноз, опирающийся на заметные дефляционные последствия решений о новой тарифной политике. При этом мы допускаем, что инфляция может составить до 5,5% в случае не очень хорошего урожая и сохранения напряжения на рынке молока. Если же погодные условия будут очень хорошими, то инфляция может опуститься  как до 4,5%, так и до 4,0%. События 2012–2013 гг. показали, что действие «случайных», непредвиденных факторов может оказаться существенно более сильным, чем думается.