• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

БАНКИ РАССКАЖУТ О ДЕНЬГАХ ЧИНОВНИКОВ НАШИ ЧИНОВНИКИ БУДУТ ПРЯТАТЬ ВЗЯТКИ ПОД МАТРАСАМИ

Московский комсомолец. 2007. № 187. 22 августа

Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики и социально-экономических программ:
— Механизмов контроля за чиновниками достаточно. Главное — не создавать дополнительные механизмы, а следовать уже существующим. Если против чиновника возбуждено дело, то в этом случае тайны банковского вклада и так не существует. Заявление гражданина о требовании взятки — это уже основание для проверки, для сопоставления декларируемых доходов с реальными. Плодить дополнительные бюрократические законы — это лишнее. Чистой воды популизм.
Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики: — Шаг в правильном направлении, но не факт, что он приведет к последствиям, которые ожидает автор этого законопроекта. Будут лазейки. Структура собственности на российских предприятиях темна. В частности, доходы чиновник может оформлять не на себя, а на свою тетю или дядю, так что реально концов не найдешь. Хотя опыт Абрамовича показывает, что если вы деньги перепишете на жену, она с ними может и уйти.

Российским чиновникам вскоре, возможно, придется хранить полученные в качестве взяток средства под матрасом. Потому что в Госдуму внесен законопроект, в случае принятия которого счета чиновников будут регулярно проверяться. Как полагает автор законопроекта сенатор Андрей Ищук, упразднение для чиновников банковской тайны поможет противодействовать коррупции, на которую Совет Федерации "натравил" в марте президент.

Чиновники и сейчас обязаны делиться информацией о доходах и имуществе, ежегодно подавая соответствующую декларацию. Но досконально проверить, правдив ли отчет, по мнению Ищука, невозможно.

Согласно законопроекту банк должен будет в двухнедельный срок предоставить кадровикам необходимые материалы. Работодатель, кроме того, наделяется правом "запрашивать информацию у соответствующих физических и юридических лиц". Например, у родственников, знакомых, компаньонов чиновника. Однако методы, которые заставят этих граждан выложить всю правду-матку, в законопроекте не предлагаются.

Разглашение банковской тайны, конечно, чревато. На рынке могут появиться диски со сведениями о чиновничьих богатствах, которые вынуждены будут раскрывать банки. От утечки данных никто не застрахован. Но ущемление прав госслужащих, по логике законодателя, — это ничто. По сравнению с исходом борьбы с одной из главных российских бед. Другое дело, сможет ли предлагаемое ужесточение контроля помочь в деле искоренения коррупции? Представить чиновника, который на свой банковский счет переводит незаконно заработанные деньги, сложно. Он может их просто никуда не вкладывать или, в конце концов, переводить на счета родственников. Для сокрытия денежных потоков могут использоваться, например, подставные фирмы. Кроме того, коррупционные активы способны попросту выводиться за пределы страны. А к иностранным банкам с требованием раскрыть банковскую тайну так просто не подступиться.


--------------------------------------------------------------------------------

Эксперты "МК"


--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики и социально-экономических программ:


--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

— Механизмов контроля за чиновниками достаточно. Главное — не создавать дополнительные механизмы, а следовать уже существующим. Если против чиновника возбуждено дело, то в этом случае тайны банковского вклада и так не существует. Заявление гражданина о требовании взятки — это уже основание для проверки, для сопоставления декларируемых доходов с реальными. Плодить дополнительные бюрократические законы — это лишнее. Чистой воды популизм.


--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики: — Шаг в правильном направлении, но не факт, что он приведет к последствиям, которые ожидает автор этого законопроекта. Будут лазейки. Структура собственности на российских предприятиях темна. В частности, доходы чиновник может оформлять не на себя, а на свою тетю или дядю, так что реально концов не найдешь. Хотя опыт Абрамовича показывает, что если вы деньги перепишете на жену, она с ними может и уйти.