• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аналитический обзор: "Новый банковский сезон" Представители общественных организаций

ИТАР-ТАСС. 24 августа 2007

Президент РСПП А.Н.Шохин напомнил, что не всегда опыт создания таких структур в России был удачным. В силу известных бюджетных ограничений в 90-е годы они не заработали в полную силу. Одной из главных задач является встраивание Банка развития в российскую банковскую систему через налаживание его взаимодействия с коммерческими банками на основе понятных и прозрачных рыночных принципов.

По мнению главного экономиста компании "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова, отсутствие запрета на участие в проектах, которые могут быть интересны и коммерческим банкам, свидетельствует о том, что Банк развития будет, по сути, обычной кредитной организацией.

1. Новые игроки на финансовом рынке Свердловской области

2. Бизнес-кредиты: проблемы и перспективы

3. Положение Банка России от 1 июля: банки ищут выход

4. Банк развития: опасения бизнесменов, надежды политиков


1. Новые игроки на финансовом рынке Свердловской области

По данным Центробанка, по состоянию на 1 августа 2007 года в Свердловской области действовало 25 областных банков, 18 их филиалов, 80 филиалов инорегиональных банков, в том числе Сбербанка России. По числу зарегистрированных в регионе кредитных организаций Свердловская область занимает пятое место в России, после




г. Москвы

593 коммерческих организаций



г. Санкт-Петербурга

42 КО



Республики Дагестан

36 КО



Республики Татарстан

26 КО


За последний год уменьшилось число банков и их филиалов, зарегистрированных в Свердловской области (с 26 (20 филиалов) по состоянию на 1 июля 2006 года до 25 (18 филиалов) по состоянию на 1 августа 2007 года). Одновременно увеличилось число филиалов банков, зарегистрированных в других регионах (с 67 в июле 2006 года до 80 в августе 2007 года).

Сокращение областных банков произошло за счет консолидации, объединения банковского бизнеса. В результате реорганизации к Промышленно-строительному банку (г. Санкт-Петербург) в качестве филиала присоединен Уралпромстройбанк. Завершился процесс объединения Уральского банка реконструкции и развития со Свердлсоцбанком. Золото-Платина банк реорганизован в филиал Мечел-банка (г. Челябинск), Уралвнешторгбанк - в филиал УРСА Банка (г. Новосибирск).

В Свердловской области начинают активизироваться банки с участием иностранного капитала. Так, в период с июля 2006 по май 2007 года в Екатеринбурге открылось 3 представительства таких кредитных организаций:

· сентябрь 2006г. - филиал Международного Московского Банка (группа UniCredit, Италия);

· март 2007 г . - филиал банка Societe Generale Vostok ( группа Societe Generale, Франция );

· май 2007г. - филиал Ситибанка (корпорация Citigroup, США).

Активно работает филиал Райффайзенбанка Австрия (группа Raiffeisen, Австрия).

Представители банков с иностранным капиталом в интервью корр. "Делового Квартала" подтвердили, что намерены увеличивать число отделений в Свердловской области. Например, в группу Raiffeisen в прошлом году вошел ­Импэксбанк (три отделения в Екатеринбурге), процесс присоединения банка должен завершиться к 2008 г.

Также в середине августа открыл филиал в Екатеринбурге федеральный брокер "Фосборн Хоум". Руководитель филиала Александр Комаров заявил, что филиал претендует на 15% местного рынка услуг ипотечного брокериджа в ближайшие два года. Екатеринбургские игроки полагают, что компания сможет заполучить клиентов только мелких риэлтерских фирм.

2. Бизнес-кредиты: проблемы и перспективы

Объем кредитов, предоставленных юридическим лицам нефинансового сектора экономики в Свердловской области, увеличился за 2006 год в 1,6 раза. Рост продолжился и в 2007 году.

Так, по данным Центробанка (по кредитным организациям, зарегистрированным в области), по состоянию на 1 января 2007 года банки Свердловской области выдали нефинансовым организациям и предприятиям кредитов на сумму 40,6 млрд руб, по состоянию на 1 июня 2007 года - 52,7 млрд руб. Темпы роста выше, чем в 2006 году:

с 01.01.2006 по 01.06.2006 - рост на 18%

с 01.01.2007 по 01.06.2007 - рост на 30%

.Стоит отметить, что основная часть кредитов приходится на филиалы кредитных организаций, зарегистрированные в других регионах России и за рубежом: по состоянию на 01.06.2007 было выдано кредитов на сумму 161 млрд руб. Причем объемы кредитов растут медленнее в филиалах банков, расположенных на территории Свердловской области (с начала года - 24 проц, за тот же период 2006 года - 27 проц), в банках, зарегистрированных на территории области с начала года рост объемов кредитов выше, чем в прошлом году.

Итак, нефинансовые предприятия и организации Свердловской области начинают отдавать предпочтение банкам, зарегистрированным в Свердловской области, популярность же иногородних и зарубежных банков снижается.

По данным Центробанка, российские финансовые организации выдают кредиты нефинансовым организациям по ставке 9,5 проц (по состоянию на конец июля 2007 года). Отметим, что ставки снижаются: в июле 2006 года кредиты давали под 10,4 проц.

Кредиты по отраслям экономической деятельности
в Свердловской области (млн руб)



Как видно из диаграммы, наибольший объем кредитов - у организаций, занимающихся оптовой и розничной торговлей и ремонтом бытовой и автотехники. Меньше всего объем кредитов - у сельскохозяйственных организаций. Причем в период с 1 июля 2006 года по 1 апреля 2007 года самые высокие темпы роста объемов кредитов - у транспортных организаций (203 проц), у предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых (176 проц) и у строительных компаний (163 проц).


Кредиты для малого бизнеса: потенциальные клиенты банков

Потенциальный клиент кредитных организаций - сектор малого бизнеса. По данным торгово-промышленной палаты РФ, только 16% малых предприятий брали кредиты в банках, хотя нуждаются в них больше половины.

Справка:

По состоянию на 1 января текущего года в Свердловской области в сфере малого бизнеса было занято 509 тысяч человек (23 процента от общей численности занятого населения Свердловской области). По данным органов государственной статистики, с 2004 по 2006 год количество малых предприятий увеличилось на 5,9 процента и превысило 30 тысяч. Оборот малых предприятий вырос на 45,7 процента и достиг 585,9 миллиарда рублей.



Развитием кредитования малого бизнеса занимается Свердловский областной Фонд поддержки малого предпринимательства. По состоянию на начало 2007 года Фонд заключил соглашения с 5-ю банками Свердловской области.

Сумма кредитования в 2006 году




Всего

КМБ-банк

ВУЗ-банк

Сбербанк

СКБ-банк



Сумма кредитования, тыс. руб.

85 699

32 436

27 187

25 126

950



Доля

100%

38%

32%

29%

1%


Итак, в 2006 году было выдано кредитов на сумму более 85,5 млн руб. В целом сектор малого бизнеса получил кредитов больше, т. к. часть предпринимателей берут кредиты как физические лица. Причем территориально объемы и число кредитов различаются. Так, количество кредитов и объемы кредитования зависят от численности населения города. В настоящее время наибольшие объемы кредитования - в городах с населением более 50 тыс чел (Екатеринбург - 45,8 млн руб, Каменск-Уральский - 4,7 млн руб, Новоуральск - 5 млн руб, Первоуральск - 6,4 млн руб, Ревда - 4,9 млн руб). Ожидается рост кредитов в городах Верхняя Салда, Березовский (население около 50 тыс человек). Ожидается, что рост кредитования малого бизнеса будет происходить в малых городах.


Просроченная задолженность по кредитам

Одновременно с ростом объемов кредитования, растет и объем просроченной задолженности по бизнес-кредитам. Так, по состоянию на 1 июня 2007 года, объем задолженности по всем банкам, расположенным на территории Свердловской области, достиг 870 млн руб (в том числе по банкам, зарегистрированным на территории Свердловской области - 440 млн руб) и увеличился с начала года на 48 проц (62 проц). Объем просроченных задолженностей снижается к концу года. Однако в 2006 году долги кредиторов росли медленнее, чем в 2007: за тот же период - на 20 проц (20 проц).

Итак, исходя из текущей ситуации, можно предположить, что

число кредитов будет увеличиваться в городах с численностью населения более 50 тыс человек (Верхняя Салда, Березовский и пр); сектор малого бизнеса интересен для банков. Поэтому появятся новые программы по кредитованию предпринимателей. Так, в середине лета сразу несколько крупных российских банков уже выпустили на рынок оригинальные кредитные программы, ориентированные на малый и средний бизнес; по прогнозам специалистов, период бурного роста рынка сектора кредитования малого и среднего бизнеса может продлиться в течение ближайших 5-7 лет. В течение этого времени объемы предоставления займов предприятиям с оборотом не более 1 млн. долларов и численностью персонала не более 100-200 человек будут увеличиваться в среднем на 70-80% в год; кроме того, раньше одной из проблем кредитования бизнеса для предпринимателей были страховые выплаты. Как правило, банк выдавал кредит только в том случае, если предприниматель застрахуется в определенной компании, которая, в свою очередь, устанавливала высокие страховые взносы. Сейчас сговором банков и страховых фирм заинтересовалась ФАС. Предприниматель сможет сам выбирать страховую компанию, где размер взносов наиболее выгоден для него; одно из препятствий на пути работы банков с малым бизнесом - это инструкция ЦБ 254 п, которая автоматически заносит кредиты малому бизнесу в разряд ненадежных. И как следствие - банки вынуждены резервировать средства в размере от 20 до 100%. Сейчас ЦБ готов идти на некоторые уступки в этом вопросе. Когда бизнес-кредиты перестанут считаться ненадежными, процентная ставка по ним снизится; выгодно или не выгодно кредитовать малый бизнес, будет во многом зависеть от емкости этого рынка. Если общий объем всех кредитов равен примерно 4 трлн. руб., а на долю крупных заемщиков приходится 70-80% рынка, то доля среднего и малого бизнеса составляет 0,8-1,2 трлн. руб. По экспертным оценкам, соотношение доли среднего и малого бизнеса 65 к 35%. Отсюда кредитоемкость этого сектора 420 млрд. руб. Этот сегмент значительно менее выгодный по сравнению с потребительским кредитованием, которое уже превысило 1 трлн руб; в целом, в ближайшее время такого бума, какой наблюдается сейчас в секторе потребительского кредитования, на рынке кредитования малого бизнеса ожидать не приходится.
3. Положение Банка России от 1 июля: банки ищут выход

С 1 июля 2007 года вступила в силу новая редакция положения Банка России N254-П " О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности". Было установлено, что в итоговую стоимость займа должны быть включены: проценты за пользование кредитными средствами, возможные комиссии за ведение ссудного счета, прочие разовые и периодические комиссии и сборы, а также услуги нотариуса, регистратора, страхование.

Соответственно, банки начали искать способы, как не выйти за рамки закона, но и не отпугнуть клиентов высокими процентами. Сегодня среди кредитных организаций популярны следующие схемы ухода от выполнения закона Центробанка.

1. Например, клиент берет в банке 30 тысяч рублей на год под 19% годовых, при этом банк ежемесячно взимает комиссию за ведение ссудного счета в размере 1,5% от первоначальной суммы займа. Расчеты с помощью функции, рекомендованной регулятором, показывают эффективную процентную ставку по кредиту (ЭПС) в размере 63,8% годовых. При той же сумме кредита, но выданной по кредитной карте со льготным периодом погашения задолженности в 50 дней, ЭПС составит уже 28,8%. И при этом банк не только получит такую же комиссию за ведение счета и такой же процент годовых, но и возьмет плату за выпуск карты. Причина в том, что банк, рассчитывая ЭПС, предполагает, что клиент каждые 50 дней гасит кредит полностью. Это не противоречит требованиям инструкции, а значит, проценты минимальны или их нет вообще.

2. Еще один способ "ухода" от высоких процентов - привлечение кредитного брокера и пропуск всех договоры через него (это не запрещено). Комиссия, взимаемая брокером, не учитывается в ЭПС, а банк на ней зарабатывает.

3. Кроме того, рекомендации ЦБ позволяют банку сообщать клиенту об эффективной ставке "иным способом". По закону, клиент должен дать расписку о том, что он знает об ЭПС. Но при получении кредита приходится подписывать столько бумаг, что велика вероятность - листок со словами "С эффективной процентной ставкой ознакомлен" заемщик подпишет, не заметив.

4. Также можно снизить оглашаемую процентную ставку путем увеличения тарифов по операциям, которые не учитываются при расчете ЭПС.

5. Банки не сообщают точную эффективную ставку во время консультаций, обещая назвать ее в момент получения кредита. Таким образом, клиент, приходя в банк с пакетом документов, вряд ли откажется от кредита, если эффективная ставка будет на 4-5 проц выше, чем та, о которой говорили во время консультации.

6. Включение страховых платежей в ЭПС - лишь рекомендация Центробанка. Поэтому многие коммерческие банки для того, чтобы снизить эффективную ставку, попросту не включают туда страховку. Однако клиент должен застраховаться в определенной страховой компании (в противном случае кредит ему не дадут), где размер взносов выше, чем в других компаниях.

7. В некоторых банках вместо ЭПС сообщают размер переплаты за товар.

8. Банки сообщают ЭПС, однако умалчивают о возможных размерах штрафов по досрочным выплатам, платежам по просроченному кредиту и пр.


Банки-нарушители

По количеству жалоб заемщиков на недобросовестное обслуживание лидирует Банк Русский Стандарт . Этот же банк занимает первое место по объемам потребкредитования. На втором месте и по объемам кредитов, и по числу жалоб - "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (ХКФБ). По сведениям Роспотребнадзора, только с начала этого года к ним поступило 98 жалоб от имени заемщиков, из них 52 - в отношении Русского Стандарта и 11 - ХКФБ. В основном, потребители жалуются на кредитные карты и процентные ставки. Во-первых, предлагая клиентам кредитные карты, активирующиеся по телефону, банк не ставил клиентов в известность обо всех условиях сделки. Кроме того, реальная процентная ставка по потребительским кредитам зачастую превышала обозначенную за счет дополнительных платежей.

В результате проведенной проверки, Генпрокуратура выяснила, что банк "Русский стандарт" вопреки требованиям закона "О защите прав потребителей" не предоставлял полной и достоверной информации об услуге предоставления кредитов при помощи рассылок кредитных карт по почте. Банк не доводил до потребителей информацию о последствиях заключения договоров, а реальная плата за пользование кредитом оказывалась в несколько раз выше декларированной. С 15 августа банк не взимает дополнительных комиссий с потребителей.

4. Банк развития: опасения бизнесменов, надежды политиков

22 мая президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о Банке развития, создаваемом на базе бывшего Внешэкономбанка с присоединением Росэксимбанка и Российского банка развития.

В правление Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" /Внешэкономбанк/ в большинстве своем вошли сотрудники Внешэкономбанка СССР, которые ранее входили в органы управления Внешэкономбанка и, в частности, в совет директоров. Наблюдательный совет банка возглавил премьер-министр Михаил Фрадков. В состав наблюдательного совета вошли

· министр экономического развития и торговли Герман Греф

· руководитель Росатома Сергей Кириенко

· министр финансов РФ Алексей Кудрин

· министр транспорта Игорь Левитин

· вице-премьер правительства РФ Сергей Нарышкин

· первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ министр РФ Владислав Путилин

· министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.

Справка:

Банк Развития будет осуществлять деятельность по реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также малого и среднего бизнеса. В отличие от других банковских структур РФ Банк развития не поднадзорен Банку России, и ему не нужно будет получать лицензию ЦБ РФ. Все контрольные функции возложены на наблюдательный совет. При этом Банк развития не имеет права привлекать во вклады денежные средства физических лиц.


15 августа 2007 года, в Бишкеке, в рамках заседания Совета Межбанковского объединения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), приуроченного к саммиту ШОС, Банк развития РФ и Банк развития Казахстана заключили соглашение о сотрудничестве.
Целью Соглашения является содействие комплексному развитию атомной промышленности и энергетики двух стран. Соглашением предусмотрено участие в финансировании проектов по созданию альтернативных источников энергии, в том числе атомных электростанций малой мощности.

Создание банка Развития вызвало множество споров. Ходили слухи, что Владимир Путин сам возглавит новую организацию, поскольку после принятия всех нормативных актов и выделения средств Банк развития заработает не раньше весны 2008 года. Политологи, правда, уверены, что для Путина Банк развития - слишком мелко. Также говорили о том, что Банк развития возглавит Герман Греф, который заявлял, что после 2008 года уйдет из политики в бизнес.

Банковское сообщество опасается, что вновь создаваемая госкорпорация может превратиться в монстра, который станет обладать значительными финансовыми ресурсами и при этом не будет подчиняться ни Банку России, ни другим регуляторам, действующим на финансовом рынке.

Какие мнения высказывались после внесения на обсуждения правительства проекта Банка развития? Какие функции приписывались банку? Какие последствия для экономики России повлечет создание подобной финансовой организации? Проанализируем, что говорили политики, банкиры и представители общественных организаций по поводу создания Банка развития.

Представители общественных организаций

Президент РСПП А.Н.Шохин напомнил, что не всегда опыт создания таких структур в России был удачным. В силу известных бюджетных ограничений в 90-е годы они не заработали в полную силу. Одной из главных задач является встраивание Банка развития в российскую банковскую систему через налаживание его взаимодействия с коммерческими банками на основе понятных и прозрачных рыночных принципов.


В России необходимо создание двухуровневой системы банков, считает первый исполнительный вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев . Следующий необходимый шаг после создания российского Банка развития - создание региональных банков развития. "Этот механизм позволит решить следующие проблемы: повышение прозрачности и внедрение рыночных принципов в процесс управления госинвестициями", - отметил Мурычев.

Из-за близости Банка развития к власти у госкорпорации может возникнуть соблазн "пойти по простой схеме кредитования высокодоходных коммерческих проектов", и это необходимо предотвратить. "РСПП оставляет за собой право проводить мониторинг деятельности госкорпорации для того, чтобы ее своевременно критиковать или, наоборот, способствовать продвижению тех или иных проектов", - заявил Александр Мурычев.

В РСПП считают, что в число агентов Банка развития могут не попасть кредитные организации с высокой зависимостью ресурсной базой от рынка МБК, а также имеющие просроченную задолженность по кредитному портфелю выше 1%. Впрочем, многие банкиры, входящие в комиссию РСПП, пока не пришли к единому мнению. "Крупные региональные банки предлагают отсечь мелкие кредитные организации, ограничив доступ в систему банков-агентов размером собственного капитала не менее 100 млн долл., - говорит Александр Мурычев. - В этом случае с госкорпорацией развития смогут работать порядка 150 банков". По его мнению, этого делать нельзя, поскольку у Банка развития могут быть программы, рассчитанные, в том числе, на участие и мелких банков.


По мнению главного экономиста компании "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова, отсутствие запрета на участие в проектах, которые могут быть интересны и коммерческим банкам, свидетельствует о том, что Банк развития будет, по сути, обычной кредитной организацией.


В настоящее время потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах удовлетворена в России лишь на 30 процентов, а в микрофинансовых всего на 10, заявил президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. В дальнейшем планируется секьюритизация кредитов, выданных при поддержке ВЭБа. "Мы рассчитываем, что в результате сотрудничества с ВЭБ, который в дальнейшем будет преобразован в Банк развития, мы сможем решать эти проблемы планомерно и положительно", - сказал Анатолий Аксаков.

По словам Аксакова, РБР должен быть создан для кредитования коммерческих банков, софинансирования и экспертной оценки инфраструктурных и национально важных проектов.


Итак, представители общественных организаций с опаской ждут начала работы Банка развития:

Представители общественных организаций вспоминают неудачный опыт создания подобных организаций в России. Нужно избежать ошибок, которые были допущены при создании подобных структур. Главное - встроить Банк в российскую банковскую систему, чтобы его не считали конкурентом. Опасаются, что Банк развития будет кредитовать и те проекты, которые были бы интересны другим кредитным организациям. Пугает близость Банка развития к госструктурам, независимость от Центробанка. Опасаются, что мелкие кредитные организации не попадут в систему Банка развития. Также предполагается, что в дальнейшем Банк развития будет кредитовать коммерческие банки. Финансирование проектов будет идти через Инвестиционный и Стабфонд, предполагают эксперты.



Представители кредитных организаций

Член Правления Внешэкономбанка С.П.Лыков. На XVI Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге было высказано мнение об использовании Банка развития в целях повышения капитализации банков подобно опыту EBRD или IFC (покупая акции мелких и средних региональных банков, EBRD и IFC помогают им развиваться, а по достижению определенных результатов продают свои доли). Однако принятый Федеральный закон, считает С.П.Лыков, не закрепил за Внешэкономбанком подобную функцию. Поддержка развития малого и среднего бизнеса, организация финансирования крупных инвестиционных проектов предполагается как самостоятельно, так и через опорные банки в регионах путем вхождения в их капитал или заключения с ними соответствующих соглашений.

Сергей Лыков пояснил, что "в качестве образца /Банка развития/ мы определили немецкий банк развития, KfW, который был создан в виде универсального банка, и сейчас в KfW есть все, вплоть до ритейла. При этом немцам удалось грамотно разделить коммерческие и некоммерческие функции KfW". По словам Лыкова, уже сейчас понятно, что Банк развития будет находиться под постоянным контролем со стороны аппарата правительства, а быть может, и обеих палат Федерального собрания.


"У нас существует несколько госбанков, разрозненность и недокапитализированность которых не дает возможности реализовывать крупные проекты", - считает глава ВЭБа Владимир Дмитриев .


Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) совместно с российским Банком развития будет поддерживать экономические проекты в России, говорится в заявлении президента ЕБРР Жана Лемьера . "Мы с нетерпением ждем сотрудничества с этим новым институтом в сфере поддержки дальнейшего развития и диверсификации российской экономики", - заявил президент ЕБРР.


"Предоставление Банку развития права на участие в акционерном капитале хозяйствующих субъектов открывает возможность для создания им "околобанковского" бизнеса, - считает Светлана Петракова, которая отвечает в Газпромбанке за связи с правительством . - У него появится возможность заниматься лоббированием интересов, в том числе собственных "дочек", привлекая их для соинвестирования в инфраструктурные проекты". В свою очередь, по ее мнению, "дочки" Банка развития, являющиеся профучастниками рынка ценных бумаг, будут иметь возможность лоббировать интересы госкорпорации на этом рынке.


Газпромбанк рассматривает в числе потенциально неблагоприятных для него внешних факторов конкуренцию со стороны Банка развития. Об этом говорится в опубликованном Газпромбанком отчете по ценным бумагам за второй квартал 2007 года. По мнению директора департамента исследования долговых рынков инвестиционного банка "Траст" Алексея Демкина, если Газпромбанк и будет конкурировать с Банком развития, то лишь за участие в реализации очень крупных проектов. "Однако пока нельзя сказать, насколько острой будет такая конкуренция, - сказал он. - Это будет ясно только после того, как Банк развития заработает в полную силу".


Итак, часть банкиров опасаются появления Банка развития, другие надеются на продуктивное сотрудничество с Банком:

До принятия закона о создании Банка развития банкиры надеялись, что Банк будет поддерживать небольшие региональные банки, путем покупки их акций. Однако их надежды не оправдались. Специалисты надеются, что Банк развития будет активно налаживать отношения с коммерческими банками. Сейчас в России нет банка, способного реализовывать крупные проекты. Этим и будет заниматься Банк развития. Оптимистичные мнения по поводу создания Банка развития высказывают лишь специалисты и акционеры Внешэкономбанка, представители же других банков с опаской смотрят на новую структуру. Так, сотрудники Газпромбанка в открытую высказались, что боятся конкуренции со стороны новой государственной организации.

Политики

Министра финансов Алексей Кудрин сообщил, что по оценкам, капитализация Банка развития пока составит более $2 млрд. Глава Минфина считает, что уже через пять лет "ниша" Банка развития сузится, поскольку коммерческие банки смогут предоставлять долгосрочные кредиты. По его прогнозу, через пять лет коммерческие банки смогут предоставлять кредиты под долгосрочные проекты со сроком окупаемости 7-10 лет.


Глава Минэкономразвития Герман Греф отметил, что создаваемый Российский банк развития "станет основным финансовым институтом обеспечения мер государственной поддержки экспорта", "Его основная задача - кредитование и поддержка проектов в несырьевых отраслях", - сообщил глава Минэкономразвития. Глава МЭРТ РФ Герман Греф заявил, что не планируется "создавать ему (Банку развития) налоговые преференции". Для этого, по словам министра, возможно, потребуется внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс.


Премьер-министр РФ Михаил Фрадков считает, что Банк развития не должен платить налог на прибыль. "Это эксклюзив, который мы создаем", - сказал Фрадков. Глава правительства подчеркнул, что "это некоммерческая организация, прибыль которой будет идти на ее капитализацию". "Мы хотим сохранить привилегированный статус государственной корпорации, государственного банка".

Премьер-министр РФ предостерег об опасности превращения Банка развития в обычный коммерческий банк. "Есть опасность, что это будет рядовой банк, только без лицензии. Мы идем на это открыто, даем ему преимущества, делаем эксклюзивным институтом. И пока все это подвешено в воздухе", - заметил премьер. Михаил Фрадков подчеркнул, что необходимо сделать так, чтобы Центробанк имел возможность проверять Банк развития.


Вице-спикер Государственной Думы РФ Владимир Катренко отметил, что деятельность Банка развития будет содействовать привлечению иностранных инвестиций в экономику страны, формированию позитивного имиджа РФ за рубежом, совершенствованию механизмов финансирования инвестиционных проектов в РФ, развитию финансовых рынков и обеспечению финансовой поддержки и реализации экспортно-импортной политики России.

Вице-спикер ГД считает: "Хотелось бы, чтобы деятельность Банка развития способствовала развитию тех регионов страны, которые пока развиваются медленнее, но при этом обладают хорошим экономическим потенциалом".


Заместитель министр экономического развития и торговли РФ Кирилл Андросов отметил, что "банк развития должен сыграть роль координатора всех новых институтов развития РФ, таких как российское агентство особых экономических зон, российская венчурная компания, инвестиционный фонд, с точки зрения анализа подготовки и участия в софинансировании проектов".


"В банке развития не хватает развития", - заявил председатель думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров, комментируя одобрение в первом чтении правительственного законопроекта "О банке развития". "Документ тщательно регламентирует правовое положение, декларирует принципы, цели создания организации, однако недостаточно четко проработаны ключевые вопросы - собственно деятельность по стимулированию экономического роста, поддержки инвестиционных проектов. Не ясно, по каким критериям будет осуществляться отбор инвестпроектов, будут ли использоваться средства Инвестиционного фонда и если да, то на каких условиях" - подчеркнул Евгений Федоров.

Он считает, что целесообразно было бы разграничить инвестиционную и банковскую деятельность, сформировав государственную корпорацию, ответственную за развитие, в структуру которой будет входить банк и другие институты, необходимые для осуществления поставленных задач.


Заместитель руководителя регионального отделения в УрФО Федеральной службы по финансовым рынкам РФ Игорь Кузьмин полагает, что Банк развития не будет конкурировать с коммерческими банками. Создавая банк развития, руководство РФ рассчитывает на то, что с помощью этой организации будет реализовываться инфраструктурных, социальных объектов. Цель создания Банка - реализация текущих задач государства. Коммерческие банки найдут способ сотрудничества с Банком развития.


Итак, политики уверенны - создание Банка развития положительно отразится на экономике страны:

Во время обсуждения закона высказывались идеи о необходимости использования средств инвестиционного фонда. Необходимо четко прописать критерии отбора инвестиционных проектов, считают политики. Политики успокаивают банкиров обещая, что Банк развития будет активно взаимодействовать с коммерческими банками, и со временем займет определенную нишу, не конкурируя с другими кредитными организациями. Политики обращали внимание на то, что Банк развития будет кредитовать только рискованные, национальные или низкодоходные проекты, которые не кредитуются обычными банками. Были противоречия по поводу предоставления налоговых льгот Банку развития. Политики также обеспокоены тем, чтобы Банк развития не превратился в обычный банк и не стал конкурировать с коммерческими банками.