• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цыплят по осени недосчитались ВВП и промышленность расти устали

Газета. 2007. № 199. 24 октября

Замедление темпов роста в энергетическом машиностроении главный аналитик "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков считает временным явлением и объясняет его исключительно финансовыми причинами. "Одна из причин рекордного роста промышленности, в том числе и в энергетическом машиностроении, в первом полугодии -- доступ к дешевым кредитам. После того как в августе разразился кризис ликвидности, получить дешевые деньги стало сложнее. Отсюда и замедление темпов роста", - полагает Гавриленков.

Официальные представители российской власти не устают говорить о неостановимом росте ВВП и промышленности. На самом деле, все не так благостно. Даже в МЭРТе признают и публикуют данные о том, что в июле - сентябре резко замедлились темпы роста ВВП (см. графики), а промышленность вообще переживает спад. Россиян, однако, больше волнуют цены. И тут выясняется, что МЭРТ лукавит.

Правда от Андрея Бельянинова

Вчера глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов выдал страшную тайну. До сих пор правительственные чиновники, включая министра экономического развития Эльвиру Набиуллину, утверждали, что внутренние цены на молоко растут из-за того, что китайцы наконец распробовали молоко и вместе с африканцами стали его пить взахлеб. Вот цены и выросли. К тому же Евросоюз сократил экспортное субсидирование молока.

Бельянинов же вчера честно заявил, что таможенная стоимость импортируемого Россией молока и сыров в сентябре--октябре не изменилась. Значит, за рост российских цен должны отвечать не еврокомиссары или китайские коммунисты, а российские чиновники.

Правда от Андрея Клепача

По данным Росстата, которыми оперирует МЭРТ, в июле 2007 года промпроизводство упало по отношению к июню на 2,7% (см. график 2). В августе темпы падения несколько снизились. В сентябре падение было вроде бы малозаметным -- 0,2%. Чему в МЭРТе придали особое значение. Директор сводного департамента макроэкономического департамента Андрей Клепач заявил, что "промышленность с исключением сезонного и календарного факторов в сентябре показала незначительный рост -- 0,1% -- по сравнению с августом".

Конечно, с ВВП обстоит немного лучше, так как хромающую промышленность продолжает опережать рост объемов торговли. Но и здесь не все гладко. Если за январь--сентябрь 2007 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос, по оценке МЭРТа, на 7,4% (годовой прогноз, заложенный в бюджет-2007, -- 6,5%, месяц назад МЭРТ увеличил его до 7,3%), то в сентябре ВВП подрос всего на 5,6% по сравнению с сентябрем 2006 года.

Таким образом, стандартные неопровержимо свидетельствуют: никакого промышленного роста в России нет, ВВП же растет на импорте, который за первые девять месяцев вырос более чем на 48%. Виновники промышленного спада, по Клепачу, - энергетическое машиностроение (здесь зафиксирован, по его словам, "провал"), легкая промышленность, производство железобетонных изделий и длящееся уже почти год снижение добычи газа. Причины отставания этих отраслей понятны. Легкая промышленность подавляется импортом. Добыча газа падает из-за теплой зимы 2007 года и монополизма "Газпрома". А энергетическое машиностроение, которое до сих пор, по оценкам Всемирного банка, пока не испытывает давления ввозного оборудования, рухнуло из-за резкого подорожания в августе--сентябре кредитов, сначала на Западе, а потом и в России.

Правда от Евгения Гавриленкова

Замедление темпов роста в энергетическом машиностроении главный аналитик "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков считает временным явлением и объясняет его исключительно финансовыми причинами. "Одна из причин рекордного роста промышленности, в том числе и в энергетическом машиностроении, в первом полугодии -- доступ к дешевым кредитам. После того как в августе разразился кризис ликвидности, получить дешевые деньги стало сложнее. Отсюда и замедление темпов роста", - полагает Гавриленков.

Отметим, "Газета" неоднократно предупреждала, что кризис ликвидности и возобновившийся в августе--сентябре отток капиталов из России (в октябре, правда, фиксируется небольшой обратный приток) неизбежно приведут к росту стоимости кредита, а значит, и к спаду капиталоемких производств.

По мнению Гавриленкова, отечественная промышленность просто не удержала рекордных темпов роста начала года. "Сейчас мы возвращаемся к тем темпам роста, которые были характерны для промышленности в прошлом году", - успокаивает эксперт.

Правда от Андрея Белоусова

Таким образом, российская экономика переживает далеко не лучшие времена несмотря на обманувший отечественных прогнозистов рост нефтецен (в бюджет-2007 было вначале заложено $55 за баррель, потом уточнили до $65). Еще год назад в стабильности промроста сомневался и Андрей Клепач. Напомним, что в 2006 году провальным для промышленности было первое полугодие, оживление началось в августе и продолжалось до декабря. В этом году после календарного январского спада промышленность росла опережающими темпами в первом полугодии, а во втором -- тормозит. Такова национальная цикличность.

Одну из ее причин нашли в МЭРТе. Замминистра экономического развития и торговли Андрей Белоусов обсудил с представителями бизнеса и представителями субъектов РФ проект "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года". Сошлись на том, что чрезмерное огосударствление экономики нежелательно, "предложено более четко прописать границы госрегулирования, подчеркнуть в большей степени роль бизнес - ассоциаций".