• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Табачный капитал За 15 лет международный табачный гигант JT International построил в России четыре предприятия, вложив в них в общей сложности более $900 млн.

Прямые инВЕСТИции. 7 ноября 2007

"В этом году есть все основания ожидать еще большего прироста товарооборота между нашими странами, — заявил на состоявшемся в начале октября российско-японском форуме "Перспективы российскояпонского стратегического партнерства" президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Совета Национального комитета по развитию экономических отношений с Японией Александр Шохин. Однако по его словам, несмотря на прорывные примеры инвестиций Toyota и Nissan и добавившейся к ним Isuzu, в целом структура товарооборота остается традиционной

Что привлекает табачников на российском рынке? На эту тему журнал беседует c генеральным менеджером JTI в России Кевином Томлинсоном.

— Не жалеете, что пришли работать в Россию?

— Нет. Первый раз я приехал в Россию еще в 1993 году, и с тех пор мне ни разу не было скучно.

— Сегодня многие говорят о высокой рискованности российского рынка, о коррупции, бюрократии, "сыром" законодательстве и пр. Тем не менее международные корпорации, не исключая вашу, с удовольствием работают в России. Почему?

— У JT International 31 фабрика, а представительств и того больше — компания присутствует более чем в 120 странах. В активе JTI две самые крупные на сегодняшний день в России табачные фабрики: "Лиггетт-Дукат" в Москве и "Петро" в Санкт-Петербурге. При этом "Петро" — самая большая не только в России, но и в структуре Japan Tobacco Inc. Россия была и остается локомотивом, движущей силой, если хотите, глобального роста корпорации. У нас никогда не было сомнений в эффективности вложенных средств. Скорее наоборот.

Что касается бюрократии, то это не чисто российское изобретение. С этим можно столкнуться в любой стране в той или иной степени. Но и с ней можно работать. Могу с уверенностью сказать, что сегодня в России сложились достаточно стабильные и комфортные условия для ведения бизнеса: налогообложение стало более прозрачным, а законотворчество предсказуемым.

Переход правительства к формированию бюджета на трехлетний период позволяет JTI выстраивать долгосрочную стратегию развития. Мы твердо знаем, как будет меняться акцизная политика. Последняя заслуживает отдельного внимания, поскольку именно благодаря грамотному и взвешенному подходу государства к акцизам в России уровень контрафакта и контрабанды сигарет не превышает 1%.

— Что отличает российский рынок от других?

— В России как нигде крайне велика разница между самыми дорогими и дешевыми сигаретами. Наиболее дешевые стоят 5-7 руб., а дорогие можно найти за 60 и 70 руб. В то же время рост и стабильность экономики позитивно влияют на покупательную способность населения, которое начинает приобретать более качественные и дорогие сигареты. То есть количественно рынок не меняется, но качественно, в денежном выражении — постоянно растет. Например, объем продаж сигарет super slims только в прошлом году увеличился в два раза. В 2005 году мы запустили новый брэнд super slims Glamour, а сегодня он уже лидер рынка в своей нише. За последние 12 месяцев рост продаж превысил 400%. Мы, конечно, угадали с запуском и приложили максимум собственных усилий в продвижении марки, но экономический фактор также сыграл свою роль.

— С 1 января 2006 года в России введен запрет на наружную рекламу табачной продукции. Кроме того, в закон об ограничении табакокурения пытаются внести новые поправки, ужесточающие требования к поведению курильщика. Как сказываются на деятельности компании в России эти ограничения?

— Реклама JTI направлена исключительно на совершеннолетних потребителей табачной продукции, поэтому мы с пониманием относимся к запрету "наружки". Сегодня принципиально важно иметь некий канал коммуникаций с курильщиками, чтобы сообщать им о новинках и изменениях в палитре выпускаемой продукции. В этом смысле рекламная активность в местах продаж и прессе вполне соответствует нашим целям и принципам социально ответственного маркетинга. Мало кто знает, но ведущие мировые производители еще в 2001 году согласовали международные маркетинговые стандарты (IMS), предусматривающие серьезные самоограничения вне зависимости от требований местных законов. В России до сих пор IMS строже подходит к целому ряду вопросов, чем действующее законодательство.

Что касается законопроекта "Об ограничении курения в общественных местах", то наша позиция проста: закон в равной степени должен учитывать интересы курящих и некурящих людей. Проще всего все запретить — но вряд ли это станет эффективным решением. Создание специальных зон для курения, формирование психологии ответственного курения, борьба с курением несовершеннолетних — вопросы, в разрешении которых мы принимаем самое активное участие. В 2005 году мы оборудовали аэропорт "Шереметьево" специальными терминалами для курения.

Уже несколько лет JTI совместно с другими международными табачными компаниями борется с детским курением. К российским условиям адаптирована и утверждена Министерством образования специальная программа, разработанная в Финляндии. Сегодня Общественный совет по проблеме подросткового курения активно ее реализует в школах Москвы, СанктПетербурга, Липецка и Самары. Между классами проводятся соревнования, одно из требований которых — не курить. Кроме того, мы помогаем некоммерческому партнерству "Твой выбор" в работе с розницей. Они разъясняют продавцам действующее законодательство и учат, как отказывать подросткам.

— Но подавляющее большинство детей в России все-таки не курит. Зачем бросать курить некурящему ребенку? Вся эта кампания, на мой взгляд, направлена на пробуждение интереса — если ребенку интенсивно объяснять, что курить вредно, он, скорее всего, захочет попробовать...

— Программа для школьников построена на соревновании, где "не курить" — лишь одно из нескольких условий. Что касается работы с розницей, то несовершеннолетние там вообще не присутствуют. Зато программа крайне эффективна. НП "Твой выбор " не так давно проводило исследование, согласно которому девять из десяти подростков готовы бросить курить, если им никто не продаст сигареты.

— Многим российским предприятиям не хватает западной организованности, активности. Поделитесь секретами корпоративного управления.

— Секретов никаких нет. Четкое определение обязанностей каждого сотрудника, его обучение и мотивация, причем совсем не обязательно только лишь денежная. Для нас главное, чтобы сотрудникам было интересно, чтобы были перспективы роста и созданы все условия для работы. Не менее важна атмосфера внутри коллектива и гордость за компанию. Этому также уделяется немало внимания. Как результат — невысокий уровень текучести кадров и масса примеров успешной карьеры, дополнительно стимулирующих других сотрудников.

— Сейчас многие жалуются на нехватку рабочих, на развал системы среднего технического образования...

— Да, это особенно ощущается на наших предприятиях. За последние годы конкуренция на рынке труда значительно возросла, существенно увеличились зарплаты. Чтобы сделать наше предложение привлекательным, помимо оклада, мы предоставляем своим сотрудникам дополнительные преимущества в виде добровольного медицинского страхования, страхования жизни, программы пенсионного страхования и многое другое. Кроме того, компания выделяет значительный бюджет на обучение и повышение квалификации.

— Жилье предоставляете?

— В нашей компании существует политика по развитию кадров и созданию кадрового резерва, в рамках которой действует программа релокации. По этой схеме компания частично компенсирует расходы на аренду жилья в регионе, в который был переведен сотрудник. Причем такая компенсация выплачивается в течение четырех лет, что является прогрессивной практикой на российском рынке, позволяющей частично решить жилищную проблему. Сотрудник может потратить эти деньги либо на аренду жилья, либо на погашение кредита при покупке квартиры.

***

JT International (JTI), входящая в состав группы компаний Japan Tobacco (JT), — крупнейший в России производитель табачной продукции. Компания выпускает марки Mild Seven, Camel, Sobranie, Glamour и LD, Winston — всего более 30 наименований, среди которых, помимо глобальных брэндов, есть и российские: "Русский Стиль", "Петр I", "Тройка".

Производственный комплекс "Петро" в Санкт-Петербурге — крупнейшая табачная фабрика JTI в мире. В ее создание было инвестировано более $400 млн., а объем производства в 2006 году превысил 75 млрд. штук сигарет и папирос. В Москве действует фабрика "Лиггетт-Дукат", в Ельце — завод "Дж. Т.И. Елец" — предприятие по выпуску так называемого восстановленного табака. Продукция экспортируется на Украину, в Японию, Германию, Турцию, Малайзию и Канаду. Фабрика "КРЕС Нева", расположенная в Ленинградской области, поставляет на предприятия России и Украины взорванную табачную жилку — один из основных компонентов для производства сигарет.

***

Японские вложения в экономику России

По данным Национального комитета по развитию экономических отношений с Японией, на конец декабря 2006 года объем накопленных японских инвестиций в российской экономике составил $2,7 млрд., увеличившись в 4,8 раза по сравнению с декабрем 2005 года.

Это позволило Японии войти в десятку крупнейших стран инвесторов в российскую экономику, хотя японский капитал составляет всего 1,9% от общего объема иностранных инвестиций в России. При этом интенсивнее всего растут инвестиционные кредиты, а не прямые инвестиции. Так, на конец декабря 2006 года объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Японии составил всего $249 млн., или 0,4% от общей суммы накопленных ПИИ в экономике России. В предыдущие годы эти показатели были выше за счет инвестиций крупнейших японских автопроизводителей в создание сборочных производств в Санкт-Петербурге. Согласно официальным данным таможенной статистики, объем российско-японской торговли в 2006 году составил $13,7 млрд., увеличившись на 28,3% по сравнению с 2005 годом. "В этом году есть все основания ожидать еще большего прироста товарооборота между нашими странами, — заявил на состоявшемся в начале октября российско-японском форуме "Перспективы российскояпонского стратегического партнерства" президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Совета Национального комитета по развитию экономических отношений с Японией Александр Шохин. Однако по его словам, несмотря на прорывные примеры инвестиций Toyota и Nissan и добавившейся к ним Isuzu, в целом структура товарооборота остается традиционной. В ее основе преобладает сырьевой экспорт (цветных и драгоценных металлов, морепродуктов, лесоматериалов, минерального сырья, топлива — угля, нефти и нефтепродуктов) России в Японию. В японском импорте преобладает машинно-техническая продукция: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, металлообрабатывающее оборудование, средства связи. Что касается телекоммуникационной сферы, то в феврале этого года компании "ТрансТелеКом" и NTT подписали соглашение о прокладке подводного оптоволоконного кабеля между Сахалином и Хоккайдо.