• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кушать дорого В чем причины высокого роста инфляции

Прямые инВЕСТИции. 2007. № 11. 8 ноября

Решение опять же продиктовано недостатком денег на российском банковском рынке. "По грубым подсчетам, должно высвободиться более $3 млрд.", — говорит директор Банковского института ГУ — ВШЭ Василий Солодков.
О причинах инфляции мы продолжаем разговор с Евгением Гавриленковым, профессором ГУ — ВШЭ: "Я бы выделил две с половиной причины инфляции. Во-первых — инфляционный потенциал был создан ЦБ, когда тот начал активно стимулировать приток капитала, внешние заимствования, по сути гарантировав инвесторам конкретные темпы укрепления рубля.

Рост инфляции бьет по самому слабому месту российской экономики — сельскохозяйственному производству. Весь октябрь чиновники пытались справиться с хаосом в ценах на продовольствие. Губернаторы вынуждают производителей и ритейлеров замораживать цены. Правительство снижает ввозные пошлины на молочные продукты и повышает вывозные на зерно. Но эти меры не связаны с истинными причинами роста цен.

***
Обожглись на сырье – дуют на молоко

В начале марта в одном из залов для пресс-конференций РИА "Новости" царила суета: девушки-китаянки, облаченные в шелковую национальную одежду, расставляли подносы с небольшими коробочками.

Первыми, кто попробовал их содержимое, стали журналисты, пришедшие на конференцию в китайской компании Yili Group. Китайцы сообщили, что намерены выйти на российский рынок молочной продукции. С чем именно — журналисты уже оценили: в коробочках оказалось очень вкусное органическое молоко с экстрактом зеленого чая.

Более тысячи наименований молока, кисломолочных продуктов и мороженого Yili Group производит на 130 предприятиях Китая. У Yili Group собственная сырьевая база: молочное стадо в 2 млн. коров и 200 ферм. По словам председателя совета директоров Пань Гана, к 2015 году компания планирует войти в десятку мировых производителей молочной продукции.

Сегодня Пань Ган вынужден корректировать свои планы по освоению зарубежных рынков: не так давно власти решили, что каждый китайский ребенок раз в день должен пить молоко — в школе или детском саду. Внутреннее потребление в Китае выросло, так что пока не до экспорта. С той же ситуацией столкнулись в Алжире и Саудовской Аравии, ставших крупнейшими потребителями молочной продукции. Рост потребления молочных продуктов — общемировой тренд. Желая полностью удовлетворить потребности собственных граждан, ЕЭС, производящая 30% от общего мирового объема сырья, летом отменила экспортные субсидии на вывоз сухого молока — самим бы хватило! В итоге наши цены на сухое молоко выросли на 40%. Российские производители сразу забили тревогу. Неудивительно: по словам исполнительного директора Российского союза предприятий молочной промышленности Владимира Лабинова, потребление молока на душу населения в России за год повысилось с 250 кг до 270 кг. Минувшее засушливое лето привело к некоторому снижению производства: за три летних месяца этот показатель составил от 92 до 96% от объемов за соответствующий период прошлого года. По данным компании "Вестер", с начала 2007 года молочные продукты подорожали в среднем на 60%. Причем только за август цены выросли на 40%, как утверждает Владимир Лабинов. Власти решили, что положение исправит снижение импортных пошлин — с 15 до 5%. Были попытки объяснить рост цен неурожаем зерна, в том числе фуражного, которым кормят молочное стадо. Однако очень быстро выяснилось, что урожай зерна в этом году превысил внутренние потребности. Поэтомуто, по предварительным оценкам, на экспорт и было отгружено 2,4 млн. тонн российских зерновых — это абсолютный рекорд за всю историю зернового экспорта. Тем не менее с 12 ноября экспортерам пшеницы придется платить пошлину в 10%, экспортерам ячменя — 30%. Такая ставка будет действовать до 30 апреля включительно. "Пошлина на ячмень близка к заградительной: французский ячмень стоит $359 за тонну, а российский безубыточный экспорт начинается с $370", — считает ведущий аналитик ИКАР Игорь Павенский. Другая причина роста зернового экспорта — увеличивается спрос на зерно в качестве сырья для производства экологически чистого биотоплива — этанола. Так что машины вступают в конкуренцию с людьми — за продовольствие.

К пошлине на зерновые скоро добавится и экспортная пошлина на подсолнечное масло. Идея принадлежит ФАС — там возмутились, что производители масла подняли в два раза внутренние цены на сырую продукцию — с 680 до 1270 за тонну, хотя могли бы этого не делать и заработать на благоприятной конъюнктуре.

***

Кто выиграл?

Что нам даст снижение импортных пошлин на молоко и творог? Подсчитать несложно.

"На долю импорта приходится 17% от всей молочной продукции, реализуемой в России", — говорит Владимир Лабинов. Примерно половина импорта приходится на украинские и белорусские продукты, которые ввозятся беспошлинно. Соответственно, лишь 8,5% из всего объема потребляемой Россией молочной продукции при ввозе будет облагаться по более низкой ставке. Догадаться, что на изменение цен они ничуть не повлияют — ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения, — несложно. Но выигравшие, безусловно, будут. Ими окажутся импортеры, которые до этого момента не могли продавать свою продукцию по конкурентоспособной цене. Такая возможность, например, обрадовала прибалтийскую компанию Campina. Ее директор в России Роберт Стейскамп говорит, что теперь сможет продавать один из специальных видов творога по конкурентоспособной цене. При этом директор по маркетингу в России и СНГ Ehrmann (импортирует меньше 1%) Авиад Бесслер сомневается, что снижение пошлин существенно повлияет на цены: стоимость доставки и сырья вряд ли будет снижаться.

"В этой ситуации выиграют производители сухого и сырого молока, — уверен Антон Сарайкин из "Вимм-Билль-Данна".

— Для них это возможность повысить рентабельность ".

***
Нашли виновных

"Чтобы получить тонну сухого молока, необходимо высушить 11 тонн сырого, — рассказал журналу "ВЕСТИ" Роман Адаев, начальник отдела оптовых продаж компании "Нутритэк", крупнейшего в России производителя сухого молока (8,2% рынка). — Но если подорожало сухое молоко, соответственно, стоимость сырого молока — как сырья — тоже выросла. Мы подняли цены, чтобы не работать в убыток".

По его словам, главная причина подорожания продуктов — в региональном росте закупочных цен на сырье в цепочке посредников. В этом с Адаевым согласен главный исполнительный директор Х5 Retail Group Лев Хасис. По его словам, именно локальный монополизм, а также большое количество посредников, не имеющих реальной экономической роли и использующих ситуацию отсутствия цивилизованного оптового рынка продовольствия, сыграли на подорожание продуктов.

Рост цен на продовольствие оказался отличным поводом надавить на поставщиков. Так, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), главой которой является Лев Хасис, сначала распространила заявление, в котором призвала ФАС защитить розничные сети от производителя молочных продуктов компании "Юнимилк", а потом и вовсе призвала своих поставщиков заморозить отпускные цены. "При этом от собственной маржи сети не отказываются, — возмущается Спартак Заболотский из ОМК. — Они повышают розничные цены на 30% от отпускных".

"С тем же успехом мы бы тоже могли призвать торговые сети заморозить цены, — прокомментировали нам ситуацию в компании "Вимм-Билль-Данн". — Вряд ли это было бы эффективно".

Не дожидаясь призыва производителей, Лев Хасис заявил, что члена АКОРТ готовы заморозить розничные цены, если поставщики не будут повышать отпускные на социально значимые продукты.

Находясь между двух огней, производители уже начали подсчитывать убытки.

"ВБД" прогнозирует сокращение выручки от молочного сегмента, занимающего 75% общего объема продаж. Однако говорить о том, как именно это скажется на годовых финансовых результатах, пока рано. Останкинский молочный комбинат, по словам

Спартака Заболотского, работает на грани рентабельности. При этом производители предупреждают власти: главный рост цен — впереди. До конца года цены на молоко и молочные продукты повысятся еще на 20-40%. Острый дефицит сырья сохранится, утверждают в "Вимм-Билль-Данне", поэтому цены будут расти и дальше.

***

Где деньги, Зин?

В октябре Центральный банк России по сути дела признал кризис ликвидности в финансовой сфере страны. Он сделал это в своеобразной форме: начал покупать облигации федерального займа по ценам выше рыночных. Так уже было в 2004 году, когда разразился кризис на межбанковском рынке.

С 11 октября снижены на три месяца нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Резервы кредитных организаций по обязательствам перед физическими лицами в рублях разрешено сократить с 4 до 3%, а перед банками-нерезидентами в рублях и инвалюте, а также по прочим обязательствам — с 4,5 до 3%. Решение опять же продиктовано недостатком денег на российском банковском рынке. "По грубым подсчетам, должно высвободиться более $3 млрд.", — говорит директор Банковского института ГУ — ВШЭ Василий Солодков. "Снижение норм резервирования чревато усилением инфляции, которая уже достаточно высокая, — предупреждает он. — То ли мы будем ждать банковский кризис, то ли пойдем на повышение инфляции. Видимо, взвесив эти варианты ЦБ счел меньшим злом последнее". Вопрос почти что риторический: где деньги? Видимо, там, куда вкладывают доходы от продажи нефти и газа.

О причинах инфляции мы продолжаем разговор с Евгением Гавриленковым, профессором ГУ — ВШЭ: "Я бы выделил две с половиной причины инфляции. Во-первых — инфляционный потенциал был создан ЦБ, когда тот начал активно стимулировать приток капитала, внешние заимствования, по сути гарантировав инвесторам конкретные темпы укрепления рубля.

Денежные власти, гарантируя номинальное повышение курса рубля, дают сигнал занимать на внешних рынках. Что и произошло. С начала 2006-го до середины 2007 года рост денежной массы ускорился с 36-37% до 60%. Это означает создание инфляционного потенциала. Он не обязательно реализуется, но это повышает риски инфляции.

Во-вторых, имеет место популистская политика, отход от жестких норм бюджетной политики. Понятно, что приближаются выборы. Бюджетные расходы увеличены на 28%. Очевидно, что предложение товаров на рынке не может расти такими же темпами. Это тоже создает инфляционный потенциал. Но опять-таки он может быть и не реализован. И, наконец, внешний фактор. В мировой экономике выросли цены на зерновые культуры. При высоких ценах на нефть эффективным становится производство биотоплива, большая часть зерна и масличных культур пошла на рынок энергетический, меньшая — на продовольственный. Это стало тем спусковым механизмом, который и дал старт накопленному инфляционному потенциалу.

Цены в мире выросли, а мы импортировали инфляцию. Сыграла свою роль политика укрепления рубля, которая вызывает увеличение импорта, усиливает зависимость от внешнего рынка и приводит к тому, что мы импортируем рост мировых цен на зерно, на масличные культуры. А далее это все распространилось на продукцию животноводства — масло, молоко".

***

Государственный подход

Однако цены за рубежом повышались несравнимо меньшими темпами, чем у нас. В США, которые этот самый биоэтанол производят, расценки на потребительские продукты снизились в августе 2007 года на 0,1%, а в сентябре выросли на 0,2% (данные финансово-аналитического центра WHC). В Великобритании цены опустились в августе на 0,5% и выросли в сентябре на 0,3%. В Европе продукты питания в сентябре подорожали на 0,2%. В Китае с января по сентябрь 2007 года цены на продукты увеличились на 6% (источник тот же).

Рост цен на продукты вполне соответствует уровню инфляции в этих странах: в США ожидается в этом году инфляция в 2,6%, в Великобритании — около 2%, в еврозоне — чуть более 2%, в Китае — около 7%. Мы в России биоэтанол не производим, и автомобили по-прежнему ездят на бензине и солярке. Однако рост цен на продукты в четыре-пять раз опережает официальную инфляцию. Значит, либо инфляция намного больше, чем 9%, либо есть другие причины роста цен. В этой ситуации власти не могут сделать ничего, кроме как усилить административное давление на бизнес. В Саратовской области подписывают соглашение между губернатором и производителями продуктов питания о фиксации цен на текущем уровне. В Тюмени губернатор завизировал распоряжение о предельных надбавках на хлеб, молоко, масло, соль, сахар. В Краснодарском крае установлены предельные цены на молоко, кефир, творог, яйца.

Ну, заморозят цены до 2 декабря. Что дальше? Кто будет работать себе в убыток? Кто оплатит производителям кефира, творога и колбасы неполученные доходы, а издержки у них растут — тарифы на газ и электричество никто снижать не собирается!

Власти обвиняют "локальных монополистов " в сговоре. А чего ждали? Ведь конкуренции производителей у нас как не было, так и нет. Один молочный завод на район. Один мясокомбинат на область. Консервная промышленность уничтожена. Кастрюли-соковарки у нас не выпускаются, не говоря уже о промышленном оборудовании для производства "живых" соков. Помните, раньше продавался яблочный сок в трехлитровых банках? Конечно, удобнее разводить водой импортные порошки. Нынешней осенью случился в Центральной России небывалый урожай яблок и слив. Ветки ломились под тяжестью плодов. Люди отдавали бы излишки хоть по 10, хоть по 5 рублей за килограмм. Соседям даром раздавали. Только промышленности нашей яблоки оказались не нужны.

Без финансов не может работать ни одна отрасль экономики. Экономически развитые страны поддерживают сельхозпроизводителя на уровне от 30-35% (в США) до 70-80% (в Японии и Швейцарии) от его доходов. В Европе и США государство финансирует фермеров и для того, чтобы они не производили лишней продукции, которая может оказаться нерентабельной.

Так почему бы и Российскому государству, которое кичится тем, что у него много денег, не строить новые молочные фермы, мясоперерабатывающие предприятия, зернохранилища, не душить, а поддерживать старые сельхозпредприятия? Или зайти с другой стороны — и оказать поддержку самым бедным? Ведь для значительного слоя людей продукты питания становятся слишком дорогими. Почему бы не выбрать конкретные семьи с самыми низкими доходами и не выдавать им прямые субсидии? Именно так поступал в бытность губернатором Нижегородской области Борис Немцов в 1990-х годах. Нет, всем хочется уравниловки, хочется назад, в СССР, когда колбаса была по два девяносто, и литр молока за 20 копеек. 17 октября спикер Совета Федерации Сергей Миронов сказал: "Главным продавцом продуктовых товаров должно стать государство. Оно должно стать в этой сфере монополистом ". Ну, так, может, в этом все дело — в том, что государство хочет подмять по себя всю торговлю? Она успешно развивается, активы прибыльные, надо, пора их национализировать. Опыт уже имеется. А пропагандистское обеспечение будет таким: перекупщики грабят трудовой российский народ, издеваются над пенсионерами и детьми, некоторые уже молока купить не могут.

И тут придет очередная госкорпорация, например "Роспродукт", и наведет порядок.

***

Высокая поддержка

И Европа, и США оказывают, хотя и поразному, существенную финансовую поддержку своим сельхозпроизводителям.

По словам главного научного сотрудника Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства РАСХН, доктора экономических наук, профессора Давида Эпштейна, европейская экономика более социально ориентирована. Там необходимый размер государственной помощи определяют такие задачи, как сближение регионов по доходам сельхозпроизводителей, "подтягивание" этих доходов до уровня других отраслей экономики, предотвращение социальных проблем от слишком быстрого сокращения числа занятых в сельском производстве.

Европейский уровень дотаций составляет более 50% от валового объема сельхозпродукции. Ключевой элемент системы господдержки — так называемые "целевые цены".

Государство устанавливает ориентировочные расценки на сельхозпродукцию, обеспечивающие работу производителя с определенной рентабельностью, и с помощью рыночных механизмов их поддерживает, закупая излишки при перепроизводстве и, наоборот, выбрасывая на рынок государственные запасы в случае, если цена начинает расти и перекрывать допустимый порог. В США задача несколько иная, с меньшим социальным упором. Главная цель — способствовать росту конкурентоспособности и помочь пережить трудный период. Этим определяется иной инструмент защиты сельхозпроизводителя от колебаний цен на рынке. Американский фермер во время провала цен имеет возможность сдать государству на хранение продукцию по залоговым ценам, позволяющим поддерживать производственный процесс. Если конъюнктура улучшается, он волен забрать свою продукцию на реализацию и вернуть из выручки полученные от государства средства.

В 2006 году фермеры США получили $21 млрд. (в 2005 году — более $24 млрд.), из них 66% дотаций пришлось на 10% богатейших сельхозпредприятий.

ЕС поддержка аграриев обходится примерно в $40 млрд. в год, что составляет около 45% его бюджета.