• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цены тоже бывают либеральными Финакадемия выдвинула альтернативу Минфину в трансфертном ценообразовании

Газета. 2007. № 211. 12 ноября

Было решено вносить поправки Минфина в правительство с разногласиями. Одновременно у законопроекта Минфина появилась альтернатива. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин направил письмо руководителю администрации президента Сергею Собянину (есть в распоряжении редакции), в котором указывает, что подготовленный Минфином законопроект "не вполне соответствует задачам, поставленным президентом в своих бюджетных посланиях", и предлагает обратить внимание на "предложения по реформированию контроля за трансфертным ценообразованием, разработанные экспертами на площадке Финансовой академии при правительстве РФ". Официального ответа пока нет.

22 ноября правительство должно рассмотреть поправки Минфина в Налоговый кодекс (НК), меняющие порядок признания лиц взаимозависимыми и использования налогоплательщиками трансфертных цен. Тем самым контроль за трансфертным ценообразованием (используется в основном в вертикально-интегрированных компаниях и потенциально может использоваться для ухода от налогообложения) ужесточается. Сейчас же налогоплательщики выигрывают в судах большинство споров, связанных с применением трансфертных цен. Правда, бывают и исключения. К примеру, дело ЮКОСа началось именно с претензий налоговиков к трансфертному ценообразованию.

В прошедший четверг вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин провел совещание, на котором попытался согласовать новации своего министерства с подведомственным ему же МЭРТом. Не удалось.

Было решено вносить поправки Минфина в правительство с разногласиями. Одновременно у законопроекта Минфина появилась альтернатива. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин направил письмо руководителю администрации президента Сергею Собянину (есть в распоряжении редакции), в котором указывает, что подготовленный Минфином законопроект "не вполне соответствует задачам, поставленным президентом в своих бюджетных посланиях", и предлагает обратить внимание на "предложения по реформированию контроля за трансфертным ценообразованием, разработанные экспертами на площадке Финансовой академии при правительстве РФ". Официального ответа пока нет.

Но, как заявил "Газете" источник в президентской администрации, законопроект Минфина действительно не соответствует бюджетному посланию президента, а вариант, подготовленный в Финакадемии и представленный РСПП, хотя внимательно еще не изучался, но по описанию подходит гораздо больше.

В Бюджетном послании-2007 усилить контроль за трансфертным ценообразованием предлагается так: "Следует совершенствовать контроль за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения. Такой контроль должен быть прежде всего ориентирован на внешнеэкономические сделки с зависимыми лицами и не препятствовать нормальному рыночному ценообразованию". В ответ Минфин предложил резко расширить перечень взаимозависимых лиц, сделки между которыми должны контролироваться в любом случае. Был составлен дополнительный список контролируемых операций и разработан ряд сложных методов расчета рыночных цен. Таким образом ведомство Кудрина решило не только не ограничиваться контролем за внешнеторговыми операциями, что, кстати, предлагал и РСПП, а резко расширить поле для контроля в сфере трансфертного ценообразования, в том числе и внутри страны. При этом предлагалось фактически написать новую главу Налогового кодекса, посвященную трансфертному ценообразованию.

Предложения экспертов Финакадемии не столь масштабны. Условия признания лиц взаимозависимыми они предлагают не менять вовсе и ограничиться лишь поправками в 40 статью НК, регулирующую принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Механизм проверки цен от Финакадемии также не столь сложен, как у Минфина. Налогоплательщик, совершивший в течение календарного года хотя бы одну контролируемую сделку, обязан уведомить об этом налоговый орган и представить документы, обосновывающие цену сделки. Налоговый орган, получивший такое уведомление, либо самостоятельно выявивший факт совершения сделки, вправе произвести проверку примененной в ней цены.

Для этого определяется интервал рыночных цен на соответствующий товар, работу или услугу, либо, при невозможности его определения, расчетная цена товара, работы или услуги. Если цена не соответствует интервалу рыночных цен или соответственно отклоняется от расчетной цены в сторону повышения или понижения на 10%, и одновременно указанное несоответствие или отклонение повлекло занижение суммы подлежащего уплате налога, налоговый орган вправе произвести ее перерасчет, воспользовавшись одним из приведенных в законопроекте методов определения рыночной цены.

При этом контролировать предлагается ограниченное количество сделок. К примеру, сделки, хотя бы одной из сторон по которой является нерезидент РФ, признаются контролируемыми только в случае, если цена такой сделки превышает 1 млн рублей и одновременно одной из сторон по ней является налогоплательщик, обороты которого за календарный год превышают 1 млрд рублей.

Сделки внутри России признаются контролируемыми только в том случае, если в добавление к уже перечисленным финансовым ограничениям они осуществляются между взаимозависимыми лицами, либо одной из сторон по ней является налогоплательщик, уплачивающий пониженную ставку налога (в некоторых регионах, а также в ОЭЗ может действовать пониженная ставка налога на прибыль), либо предметом сделки являются полезные ископаемые.

"Избранный подход призван сосредоточить применение данного механизма на тех случаях, когда существует существенный риск бюджетных потерь", — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

"Этот законопроект на 90% учитывает концептуальные замечания РСПП к редакции законопроекта Минфина", — считает зампредседателя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков. По его словам, главное, что авторы альтернативного проекта "преследуют мысль, что контролировать все сделки с использованием трансфертных цен нецелесообразно".