• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День расплаты В Госдуму внесен законопроект, который призван закрыть вопрос о приватизации 90-х годов. Те, кому досталась бывшая госсобственность, смогут заплатить приватизационный налог и спать спокойно

Итоги. 2007. № 51 (601). 17 декабря

Станет ли законопроект законом? "Сама идея подобных компенсаций крайне вредна, — считает главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. — Так можно найти и аргументы в пользу доплаты за приватизированные гражданами квартиры". Но ведь закон не должен иметь обратной силы. По мнению Гавриленкова, несмотря на то что были проблемы с залоговыми аукционами (в частности, они проходили в закрытом режиме), необходимо учитывать, что в те годы в стране банально не было денег: "Нельзя было продать, например, "Норильский никель" за 30 миллиардов долларов, когда вся денежная масса в стране, включая монеты и банкноты на руках населения, составляла порядка 20 миллиардов долларов".

ПРИВАТИЗАЦИЯ 90-Х ГОДОВ— "ТЕМная" страница российского капитализма. Так сегодня считают не только многие политики, но и бизнесмены. То есть ответ на первый вечный вопрос найден — виноваты приватизаторы и те, кто воспользовался плодами их политики. Теперь дело за малым — ответить на вопрос: "Что делать?" Свой вариант ответа предложили недавно депутаты Государственной думы Александр Лебедев, Андрей Самошин, Владимир Семаго, Александр Фоменко. Они намерены переписать историю приватизации 90-х годов при помощи специального закона. "Заплати приватизационный налог и спи спокойно", — призывает Лебедев победителей залоговых аукционов и героев ваучерной приватизации. Но захочет ли власть раз и навсегда поставить точку в спорах об итогах приватизации?

Двадцать процентов

Бизнесмены, приобретшие в ходе приватизации 90-х годов государственные предприятия в высокодоходных отраслях, должны компенсировать упущенную государством выгоду, поделиться с обществом своими сверхдоходами, убежден Александр Лебедев. Он утверждает, что многие наиболее прибыльные предприятия были переданы в частные руки по заведомо заниженной цене. По оценкам Счетной палаты, более чем 150 тысяч компаний были проданы в частные руки всего за 9,7 миллиарда долларов. Это примерно столько, сколько после адекватной рыночной оценки было заплачено в 2004 году за одну только компанию "Юганскнефтегаз". Кстати, в свое время "Юганск" был продан структурам Михаила Ходорковского всего за 160 миллионов долларов. За 51 процент акций "Сибнефти" в 1997 году государство получило 100,3 миллиона долларов, а в 2005 году "Газпром" заплатил за 72-процентный пакет акций этой же компании уже 13 миллиардов.

Авторы законопроекта предлагают восстановить справедливость цивилизованным путем, как это было сделано, например, в Великобритании десять лет назад. Победившие на выборах 1997 года лейбористы ввели специальный налог, ставка которого составляла 23 процента.

Налог брался с разницы между ценой акций, приобретенных у государства, и девятикратным размером средней прибыли компании, которую она получала в течение первых четырех лет после приватизации. Бюджет страны пополнился дополнительно на 5 миллиардов фунтов стерлингов, большая часть которых пошла на социальные программы. Бизнес воспринял приватизационные поборы спокойно. Потому что делиться надо.

Инициаторы идеи планируют многократно превзойти британские показатели. Что и понятно: масштабы нашей приватизации не чета английским. От спецналога в бюджет предполагается собрать до 1,5 триллиона рублей (около 30 миллиардов фунтов стерлингов). Ставку налога хотят установить на уровне двадцати процентов. Налогооблагаемая база будет рассчитываться как разница между доходами предприятия за первые десять лет после приватизации и ценой, уплаченной при покупке данного предприятия у государства. Вырученные средства, так же как и в Британии, предполагается пустить на реализацию нацпроектов в социальной сфере.

Впрочем, доплачивать государству согласно законопроекту должны далеко не все собственники некогда приватизированных заводов и пароходов. Добросовестных приобретателей, то есть тех, кто перекупил эти же компании у участников залоговых аукционов, законопроект не коснется. Никто не попросит доплатить "Роснефть" за активы бывшего "ЮКОСа" или "Газпром" за "Сибнефть".

Мирное соглашение

Напряженность во взаимоотношениях бизнеса и власти появилась не вчера.

В конце 2004 года Счетная палата подсчитала, что за десять лет федеральному бюджету в результате приватизации был нанесен ущерб в 905,61 миллиарда рублей. Вернуть же к тому моменту удалось только 66,19 миллиарда. Основная часть нарушений была связана с недооценкой активов при подготовке конкурсов, неисполнением инвестиционных обязательств, неоплатой активов после того, как был выигран конкурс, и отсутствием их учета. По итогам проверок Генпрокуратурой было возбуждено 702 уголовных дела по приватизации.

Предприниматели взбунтовались.

В январе 2005 года на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве, где обсуждалась среднесрочная программа развития России на 2005—2008 годы, они предъявили встречный счет государству — по мнению бизнеса, процесс пересмотра приватизационных сделок стал принимать лавинообразный характер, что угрожает стабильности экономики.

В результате до массового пересмотра итогов приватизации дело так и не дошло. Чиновники сдали назад и постарались убедить инвесторов в том, что дело "ЮКОСа" — единичный случай.

"Что вообще происходит в отношении бизнеса и государства, — сокрушался глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс,— главное — это вопрос доверия. Оно может упасть в разы. Если не учитывать этого фактора, ни одна программа не сработает". По мнению Чубайса, бизнесмены думают не о развитии, а о том, что должны заплатить налоги, которые превышают годовые доходы их компаний. Глава "Северстали" Алексей Мордашов высказался за ослабление налогового администрирования и предложил провести реформу судебной системы, решения которой по отношению к бизнесу назвал дикими. В итоге бизнесмены сошлись на том, что необходимо в первую очередь провести две реформы — налоговую и приватизационную.

Ответ власти не заставил себя долго ждать. После очередной встречи президента с представителями бизнеса Владимир Путин поручил министрам подготовить предложения по поводу налогового администрирования и подготовки закона о сроках давности по приватизационным сделкам. "В целях стабилизации отношений собственности и недопущения каких-либо возвратов к теме ее передела", — заявил глава государства. Президент проявил инициативу после инцидента с "ВымпелКомом", которому были предъявлены дополнительные налоговые начисления за предшествующие годы так же, как и "ЮКОСу". Атака налоговых органов на "ВымпелКом" всколыхнула рынок. Пришлось делать примирительные шаги навстречу бизнесу. Однако до изменений в законодательстве дело так и не дошло. Скажем, со сроком давности по приватизационным сделкам все рассосалось само собой. Предложение снизить его до трех лет потеряло актуальность, поскольку по самым крупным сделкам прошел уже и закрепленный в законе 10-летний срок давности.

Регулярный налог

Станет ли законопроект законом? "Сама идея подобных компенсаций крайне вредна, — считает главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. — Так можно найти и аргументы в пользу доплаты за приватизированные гражданами квартиры". Но ведь закон не должен иметь обратной силы. По мнению Гавриленкова, несмотря на то что были проблемы с залоговыми аукционами (в частности, они проходили в закрытом режиме), необходимо учитывать, что в те годы в стране банально не было денег: "Нельзя было продать, например, "Норильский никель" за 30 миллиардов долларов, когда вся денежная масса в стране, включая монеты и банкноты на руках населения, составляла порядка 20 миллиардов долларов".

Как считают многие эксперты, претензии, конечно, можно предъявлять и задним числом, но только по поводу отсутствия доступа к аукционам иностранных инвесторов. Но недопуск иностранцев к российской приватизации 90-х годов был политическим решением, призванным обеспечить создание национального крупного бизнеса. В противном случае возникла бы ситуация как с украинской "Криворожсталью", которую выкупил индийский миллиардер Лакшми Миттал. Ни украинцы, ни даже российские бизнесмены не смогли предложить за крупнейший украинский металлургический актив конкурентную цену. Что уж говорить о ситуации начала девяностых: иностранцы, получи они такую возможность, просто на корню скупили бы все мало-мальски привлекательные российские активы.

Другой вопрос, который ставят эксперты: зачем закрывать историю приватизации 90-х таким способом, как введение дополнительного и весьма накладного налога на бизнес? Разве в казне нет денег? Ведь стабфонд уже ломится от нефтедолларов. А что делать с теми десятками миллиардов долларов, которые в случае принятия закона будут изъяты у предпринимателей? Положить опять в стабфонд? Но в этом нет никакого экономического смысла. Более того, это будет шоком для рынка, снизит капитализацию компаний и нанесет урон имиджу российской экономики. Предлагаемая схема, согласно которой вырученные средства должны пойти на социальные программы, также спорна. Она приведет к новому витку инфляции, считают оппоненты законопроекта.

Тем более что для пересмотра итогов приватизации совсем необязательно принимать специальный закон. "Власть уже закрывает эту страницу,— говорит Гавриленков, — возвращая под свой контроль стратегически важные отрасли".

С этим согласен и президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов. По его словам, чиновники избрали путь создания госкорпораций.

Хотя и не совсем эффективно, но они пытаются двигаться в нужном направлении.

"Страна возвращает природные ресурсы, принадлежащие государству,— говорит Тарасов, — они по сути своей не могут быть приватизированы. Иначе страна будет зависеть от конкретного владельца, человека, приватизировавшего их".

Похоже, предприниматели готовы играть по новым правилам — передавать госкомпаниям важные активы и участвовать в осуществлении нацпроектов (то есть, по сути, платить особый социальный налог). Настанет момент, когда возникший в результате приватизации крупный частный бизнес и госкомпании станут органично дополнять друг друга. Кроме того, совсем не исключен вариант, при котором Россию будет ждать вторая волна массовой приватизации. Государство вполне может выставить на продажу значительную часть своих активов, например, в том случае, если бюджет будет испытывать недостаток в средствах. Тогда, наверное, и можно будет сказать, что черная страница первой волны российской приватизации окончательно перевернута.