• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иван Родионов: Со следующего года рост мировых цен на продовольствие по динамике обгонит цены на сырье

OPEC.RU. 29 декабря 2007

Уходящий 2007 год войдет в историю, прежде всего, как год выборный. Многие решения властей в экономической и социальной сферах, в области внутренней и внешней политики были продиктованы желанием обеспечить максимально успешное завершение избирательной кампании.

Своим мнением о результатах года уходящего и ожиданиями от наступающего 2008 года поделился профессор кафедры экономики и финансов фирмы ГУ-ВШЭ Иван Родионов.

Уходящий 2007 год войдет в историю, прежде всего, как год выборный. Многие решения властей в экономической и социальной сферах, в области внутренней и внешней политики были продиктованы желанием обеспечить максимально успешное завершение избирательной кампании.

Своим мнением о результатах года уходящего и ожиданиями от наступающего 2008 года поделился профессор кафедры экономики и финансов фирмы ГУ-ВШЭ Иван Родионов.

Давайте вспомним, что было два года назад? До небес поднялись цены на жилье, и чиновники начали удивляться. Дело было в том, что рынок доступа к участкам под застройку стал монопольным – получали их немногие компании, которые не были заинтересованы увеличивать предложение. Чуть позже МЭРТ в лице Андрея Белоусова отметил складывающийся монополизм на продовольственном рынке. Однако на связь монополизма и ненормально высоких цен никто не обратил внимания.

2007 год был интересен тем, что "жареный петух", наконец, клюнул – цены на базовые продукты питания росли намного быстрее официальной инфляции, и если жилье – категория для многих абстрактная, то ситуация с продуктами питания затронула всех. Но связи с монополизмом опять никто как бы и не видит. Государство по-прежнему действует по-прапорщицки, который пробовал остановить поезд командой "Поезд стой, раз-два!", а реальную проблему отказывается замечать. Так что наряду с нацпроектом "Доступное жилье", можно ждать не менее выспреннего проекта – "доступная еда". В палатках опять будут продаваться голландские овощи по ценам вдвое выше, чем в Голландии, и никто этого замечать не будет…

Второе значимое событие года – резкое увеличение числа госкорпораций. На самом деле, основная задача очень простая – открыть новый раунд приватизации, то есть, приватизировать то, что осталось у государства, или заново приватизировать то, что не получило хорошего хозяина после первого раунда. Для этого корпорациям надо подарить побольше активов, помочь выкупить бизнес у несправившихся хозяев за бюджетные деньги и предоставить возможность платить госчиновникам зарплаты на уровне топ-менеджеров крупного частного бизнеса. Чем это отличается от пресловутых залоговых аукционов не очень понятно, но госкорпорации растут как грибы. Где-то может выйти, где-то, скорее, провалится – посмотрим. Это будет ясно уже года через 2-3, но новые богатые появятся.

Странная ситуация с нацпроектам. В проект "доступное жилье" начали включать поселки на Новой Риге с домами по 800 тысяч долларов, а это вряд ли соответствует категории "доступное". Впрочем, государству это не мешает, и такие поселки получают поддержку в виде вложений в инфраструктуру… Программа по школам: учителям прибавили, а инфляция – реальная, по важнейшим потребительским товарам повседневного спроса, а не рапортуемая - опять все съела. Интернет в школах ставят за счет частных межрегиональных компаний связи, заставляя их инвестировать, то есть по сути кредитовать государство на 4-6 лет, хотя Стабфонд и так чуть не лопается от избытка денег… Вслед за 50-летними и 40-летних исключают их пенсионной реформы, тут уже тоже впору говорить о новом нацпроекте…

В отношении 2008 года – наверное, все эти процессы продолжатся. Точно, что государство не сумеет удержать цены на базовые потребительские товары. Да и зарплата уже поплыла в область заоблачных высот. Конечно, это совершенно неразумная политика, Россия из-за этого станет еще менее конкурентной на глобальном рынке. Но ведь кто-то на этом здорово заработает.

В правильном направлении, на мой взгляд, была начата реформа науки. Однако где-то в середине лета правительство дрогнуло, и опять осталась неопределенность, по сути, вопрос так и не решился. По-прежнему академия получает большие бюджетные деньги и распределяет их помимо бюджетного процесса, как считает нужным. Государство в процессе по-прежнему не участвует. По этой модели можно точно так же сделать для врачей, учителей, милиционеров и т. п. Почему их общественные организации не имеют права на то же самое в отношении бюджета, что и академия? На мой взгляд, то, что реформу не завершили - это не правильно. Не решенным остался главный вопрос – почему общественная организация распределяет бюджетные деньги сама? В 2001-2002 годах Владимир Путин задавал этот вопрос. Ответа до сих пор нет, и мы к нему опять не приблизились. Так что кризис РАН просто загнан в тень, но неизбежно из нее выйдет.

Понятны разговоры про грядущий кризис. Об этом всегда что-то говорится. В принципе, все верно, в каждом втором году должна возникать какая-то глобальная проблема, это совершенно нормально. Американская проблема с недвижимостью была ясна еще пару лет назад, когда появились те самые пресловутые кредиты NINJA – no income , no job , no assets . Не могла она не возникнуть, когда деньги стали раздавать тем, кто их вернуть не сможет никогда. Еще очевидно, что уже со следующего года рост мировых цен на продовольствие по динамике обгонит цены на сырье.

Эта необоснованная раскрутка цен была запущена примерно в 1998-99 годах, когда IT компании вдруг стали стоить неразумно много без всякой связи с теми финансовыми потоками, которые они могли даже в будущем генерировать. Первыми среагировали сырьевики – уже через год после кризиса рынка акций IT компаний ответили тем, что раскрутили цены на сырье до небес без всяких на то оснований. Следующим будет продовольствие. Потом, наверное, до цены простого труда в промышленности дело дойдет, ведь квалифицированных рабочих не только у нас не хватает. Кому от этого хорошо? Да никому, наверное. Хотя, перед тем как все вместе потеряют, некоторые хорошо заработают.