• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

10 лет, которые потрясли энергетику С чем РАО "ЕЭС России" уходит в историю

Российская газета. 26 марта 2008

1 ИЮЛЯ РАО "ЕЭС России" прекращает свое существование. Так получилось, что последний год РАО стал годом двойного юбилея — 10 лет назад в энергохолдинг пришла команда Анатолия Чубайса, а пять лет назад официально стартовала реформа энергетики. Уход РАО в историю как раз сигнализирует о том, что реформа завершается. Горевать о конце РАО, впрочем, нет смысла — в бизнесе, и в электроэнергетике тоже, важна не столько форма, сколько содержание. А оно поменялось кардинально. Впрочем, вспомним сами, что было, — и сравним с тем, что стало.

Евгений Ясин, ЭКОНОМИСТ, НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ:

— У меня первоначальная эйфория сменилась глубоким пессимизмом, и я наблюдал битвы вокруг реформы электроэнергетики как гладиаторские бои, где Анатолий Борисович Чубайс был главным гладиатором. Казалось, что при таком количестве врагов, которые атакуют самые основы реформы, она не удержится и свернет с пути. И самый главный вопрос был в том, чтобы не уступить в формировании конкурентного рынка, чтобы сохранить возможности для конкуренции, хотя бы небольшой, потому что даже небольшая конкуренция все равно оказывает очень серьезное влияние на всю атмосферу.

1 ИЮЛЯ РАО "ЕЭС России" прекращает свое существование. Так получилось, что последний год РАО стал годом двойного юбилея — 10 лет назад в энергохолдинг пришла команда Анатолия Чубайса, а пять лет назад официально стартовала реформа энергетики. Уход РАО в историю как раз сигнализирует о том, что реформа завершается. Горевать о конце РАО, впрочем, нет смысла — в бизнесе, и в электроэнергетике тоже, важна не столько форма, сколько содержание. А оно поменялось кардинально. Впрочем, вспомним сами, что было, — и сравним с тем, что стало.

С чем РАО "ЕЭС России" уходит в историю

1992—1998 гг.: до Чубайса

Почему в годы, когда разрушалось и дезинтегрировалось все, государству все-таки хватило воли, чтобы сохранить Единую энергосистему, — на этот вопрос уже, наверное, никто доподлинно не ответит. Скорее всего, сработал инстинкт самосохранения.

Помните, как говорили — "лампочки в домах горят — значит, еще не все потеряно " . Чтобы " лампочки горели " и дальше, указами президента Ельцина было создано РАО "ЕЭС России", в уставной капитал которого вошли пакеты акций региональных АО-энерго, которые, в свою очередь, включали в себя электростанции, линии электропередачи, систему диспетчерского управления.

Страну постепенно завоевывал рынок, а энергетика, несмотря на акционирование энергопредприятий, оставалась островком административной экономики. Но без главного ее элемента — государственного финансирования. Энергетики сходу оказались в ситуации, когда им нужно было думать не только о количестве произведенной продукции — надежном энергоснабжении потребителей, но и о том, где взять деньги на топливо, ремонт и выплату зарплат. При этом установленные государством тарифы на электроэнергию долгие годы не покрывали даже эксплуатационные расходы. О масштабном строительстве и внедрении новых технологий речь уже не шла. Устрашающими темпами нарастал износ оборудования.

Но даже тарифную выручку собрать в полном объеме АОэнерго практически не удавалось. Население по привычке еще оплачивало счета за свет, благо тарифы были необременительными. В среднем расходы на электроэнергию не превышали 1—2% в структуре расходов среднестатистической семьи. Зато юридические лица в ситуации сориентировались быстро — к концу 1990-х стало чуть ли не модным не платить за электричество. Особенно " отличились " муниципальные предприятия-перепродавцы. Собирая деньги с населения, они не спешили рассчитываться с АО-энерго. В результате общий уровень оплаты энергоресурсов не превышал 80%, из них только 14% "живыми" деньгами, остальное составляли зачеты и бартер. Энергетика уверенно приближалась к коллапсу.

Валентин Завадников, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ :

— Первую попытку реформирования российской электроэнергетики предпринял в 1997 году Борис Немцов. Тогда вышла серия указов, постановлений и публичных заявлений властей о том, что государство всерьез берется наводить порядок в электроэнергетике. Указ президента от 28 апреля 1997 года содержал весьма подробный раздел о реформе электроэнергетики. Но поскольку данный документ не был подкреплен организационной работой, сильного влияния на положение вещей он не имел.

В то же время мы должны понимать, что за преобразованиями в электроэнергетике стоит не выдумка Анатолия Чубайса и его команды, а реальная, острая потребность отрасли в инвестициях, уже ясно осознаваемая в конце 1990-х.

1998—2000 гг.: наводим порядок

Анатолий Чубайс стал главным энергетиком страны 30 апреля непростого 1998 года. Дальше события развивались стремительно: уже в июне совет директоров компании утвердил знаменитую "Синюю книгу", содержавшую и "пожарный", и стратегический планы действий. Этап первый — наведение порядка. Этап второй — реформа.

Андрей Вагнер, В 2000— 2004 ГГ. — НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ РАО " ЕЭС РОССИИ " . НЫНЕ — ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТГК-2:

— Сейчас уже все забыли те дни, когда ленты новостей были забиты сообщениями об энергокризисе в Приморье, когда на Камчатке даже школьники были озабочены, когда же придет на полуостров танкер с мазутом. Я помню работу Антикризисного штаба РАО, заседания которого порой заканчивались глубокой ночью. Помню, как в ручном режиме согласовывали поставки угля и мазута, чтобы не допустить остановок в работе ключевых ГРЭС, как пробивали в МПС "зеленый коридор " для доставки топлива.

Начали "разруливать" ситуацию с ликвидации кризиса неплатежей. Сделать это было непросто. Еще свежи в памяти истории о губернаторах и директорах заводов, которые "держались" дольше всего и бомбардировали правительство и СМИ заодно цидульками про " несносного Чубайса", который носится со "своим рубильником" и грозит "веерными отключениями". Хотя — ирония судьбы! — в веерных отключениях (когда всех потребителей ограничивают по очереди) РАО обвиняли абсолютно несправедливо. Одним из первых приказов Чубайса был приказ о запрещении веерных отключений. В той борьбе, которую энергетики вели с неплатежами, они были абсолютно бесполезны.

РАО практиковало точечные ограничения подачи электроэнергии должникам. Правда, "веерами" грешили те самые перепродавцы: когда энергетики ограничивали их в пределах фактической оплаты, те, в свою очередь, не щадили всех своих потребителей без разбору. Отсюда громкие скандалы с отключениями детсадов, роддомов и военных частей. Но Чубайс гнул свою линию и за уши втаскивал несговорчивых потребителей в поле цивилизованной торговли электричеством.

Аркадий Трачук, В 2000— 2003 ГОДАХ — НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАО " ЕЭС РОССИИ " :

— Мы решали целый ряд абсолютно новых для энергетики задач, в числе которых была проблема создания системы клиентских отношений в энергокомпаниях. Нам нужно было научиться видеть за абстрактным потребителем энергии покупателя с его конкретными проблемами и возможностями.

Делать это приходилось одновременно решая проблему неплатежей в энергетике, которые стали одной из причин глубокого кризиса, поставившего всю отрасль на грань выживания. Действуя большей частью уговорами и изучением наших потребителей, а где-то прибегая и к отключениям, нам удалось переломить ситуацию и изменить принцип подходов к оплате электроэнергии.

2000—2001 гг.: первый подход к штанге

Подготовку к реформе энергетики начали без раскачки. 4 апреля 2000 года заседание совета директоров РАО, где были приняты основные постулаты преобразований, состоялось в Кремле — статус события был ясен без ремарок.

Расчеты реформаторов были предельно просты. До 2010 года отрасли на инвестиционное развитие нужны 75 миллиардов долларов, тариф может дать только треть. Где взять остальное?

Выход — в привлечении средств частных инвесторов. Для этого нужны структурные преобразования в отрасли, отделение конкурентных секторов энергетики от естественно-монопольных. Наконец, внедрение в отрасли истинно рыночных отношений, конкурентной торговли электричеством.

Реформирование российской энергетики совпало с мировым трендом на либерализацию этой отрасли. Но в отличие от большинства структурных реформ в других сферах, наша модель практически уникальна, это не "калька" чьего-то заморского опыта, а сплав наиболее удачных практик, адаптированный с учетом технологического устройства ЕЭС России.

Преобразования такого масштаба могут быть реализованы только в рамках государственной программы. К сожалению, 2002 год был практически потерян — никаких сколь-нибудь значимых решений, законодательно утверждающих начало реформы, принято не было. Но время не прошло даром для энергетиков: оттачивались корпоративные правила, были созданы Федеральная сетевая компания и Системный оператор, о работе которого читайте на следующей странице.

Тем не менее общее настроение в отрасли было далеко от мажорного. В ходу был термин "торможение " . Казалось, реформу "заболтают". Но этого не случилось.

Евгений Ясин, ЭКОНОМИСТ, НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ:

— У меня первоначальная эйфория сменилась глубоким пессимизмом, и я наблюдал битвы вокруг реформы электроэнергетики как гладиаторские бои, где Анатолий Борисович Чубайс был главным гладиатором. Казалось, что при таком количестве врагов, которые атакуют самые основы реформы, она не удержится и свернет с пути. И самый главный вопрос был в том, чтобы не уступить в формировании конкурентного рынка, чтобы сохранить возможности для конкуренции, хотя бы небольшой, потому что даже небольшая конкуренция все равно оказывает очень серьезное влияние на всю атмосферу.

— Основные опасения были связаны с непониманием в обществе рыночных механизмов. Бюрократия пытается формировать рынки, на которые она могла бы так или иначе влиять. Такие рынки зачастую работают неэффективно, подрывая саму веру в рыночные принципы. Поэтому половина людей не верит в то, что рынок может быть саморегулируемым, другие, более продвинутые, говорят, что рыночная модель работает во всем мире, однако, с учетом действий нашей бюрократии, для России она неприемлема. К тому же любая рыночная модель дает отдачу только через 5—7 лет, а вот риски, которые несет тот или иной бюрократ, возникают почти мгновенно. Поэтому высшие чиновники предпочитают не рисковать, откладывая решения во времени.

2003—2006 гг.: реформу не остановить

29 марта 2003 года состоялось второе рождение реформы — президент России Владимир Путин подписал пакет законов "Об электроэнергетике", "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период", поправки в закон "О естественных монополиях", поправки во вторую часть Гражданского кодекса.

Юрий Липатов, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ:

— С момента принятия Государственной Думой России ключевого пакета законов об электроэнергетике в 2003 году развитие отрасли происходило в строгом соответствии с принятым законодательством. Федеральные законы, одобренные при активном деятельном участии думского большинства, заложили основы не только кардинальных преобразований электроэнергетической отрасли, но и основы развития отрасли после завершения переходного периода реформирования.

Уже 1 ноября стартовал рынок. " Администратор торговой системы" выпустил в свободную продажу по свободным ценам небольшую долю электричества ( так называемая система "5—15"). Шестеро хозяйствующих субъектов пришли тогда на торги как покупатели, семь — как продавцы. Колоссальной демонстрацией тезиса о снижении тарифа в конкурентной среде стало то, что цена на самом деле оказалась на 5 процентов ниже, чем в регулируемом секторе. Да правила и были таковы, что при превышении свободного тарифа над регулируемым затея теряла смысл — покупатель просто уходил на ФОРЭМ. Однако как Петр Первый учил своих моряков в пруду, так энергетики и потребители их услуг учились тогда элементарным правилам торговли.

По всей стране развернулась подготовка к реструктуризации АО-энерго. Важный шаг был сделан 1 апреля 2004 года, когда состоялось разделение ОАО "Калугаэнерго" по классическому варианту: на генерирующий, сбытовой и сетевой бизнесы. Опыт показал: работает. В последующем "распаковка" АО-энерго приняла рутинный характер, к 2006 году процесс в основном завершился.

Следующим шагом было формирование так называемых компаний целевой структуры отрасли. Крупные ГРЭС были распределены между шестью генерирующими компаниями оптового рынка (ОГК), небольшие электростанции — между 14 территориальными генерирующими компаниями (ТГК). Магистральные сети отошли под Федеральную сетевую компанию, а распредсети — рассредоточились по 12 межрегиональным распредсетевым компаниям ( МРСК). Все ГЭС объединились под эгидой ГидроОГК. Новые компании вышли на фондовый рынок. Первыми на биржевых площадках появились акции ОГК-5.

В сентябре 2006 года состоялось одно из главных событий реформы — началась либерализация рынка электроэнергии. Электричество наконец-то — спустя 15 лет с запуска рыночной экономики — стало таким же товаром, как и все остальные. Цена на него формируется на основе спроса и предложения. Правда, разом цены на откуп рынка отпускать не стали — либерализация поначалу охватила небольшую долю рынка электроэнергии, которая будет постепенно расти вплоть до 100%. На сегодня каждый пятый киловатт в стране покупается по свободным ценам.

Алексей Качай, НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА СТРАТЕГИИ РАО " ЕЭС РОССИИ " :

— Проектируя реструктуризацию АО-энерго, мы начали с принципов справедливости, адекватности и правильности процесса для всех. Каждый регион обладает собственным уникальным характером, и в то же время, видя все эти особенности и тонкости, понимаешь, что из них вырастает единая связка, в которой должна пройти вся реформа с начала до конца.

Лариса Ширяева, НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА РЫНКА РАО " ЕЭС РОССИИ " :

— Самое главное и важное — это, конечно, наши любимые либерализованные оптовый и розничный рынки. То, как они спроектированы и технологически реализованы, не имеет аналогов в мире. Еще 3—4 года назад это казалось просто невозможным.

Помню, как один из консерваторов сравнил переход к рынку тогда еще в модели "5—15" с прыжком с вышки в бассейн, где лишь на 5 процентов налили воды. А сейчас мы уверенно говорим о стопроцентной либерализации и оптового, и розничного рынка к 2011 году.

2006—2007 гг.: инвестиционный этап

Структурная реформа создала в энергетике современные прозрачные компании по видам бизнеса. Готовность государства полностью отказаться от контроля над генерацией позволила привлекать в ОГК и ТГК частных акционеров. В 2007 году этот процесс развернулся вовсю. Он шел двумя путями. Во-первых, сами генкомпании проводили инвестиционные IPO — выпускали дополнительные акции, продавали их частным инвесторам, а выручка шла на финансирование инвестиционных программ в генерации. Во-вторых, продавались акции ОГК и ТГК, принадлежащие РАО "ЕЭС России", которые после реорганизации должны были отойти государству. Средства от этих продаж РАО "ЕЭС России" направляет на финансирование инвестпрограмм ФСК и ГидроОГК — будущих госкомпаний.

Собственниками генерирующих компаний стали не только портфельные инвесторы и крупные российские компании (вроде СУЭКа, Комплексных энергосистем, "Норильского никеля" и вездесущего "Газпрома"). В отечественную энергетику пришли серьезные мировые игроки. Акции ОГК-5 приобрела итальянская ENEL, немецкие концерны E.ON и RWE стали контрольными акционерами ОГК-4 и ТГК-2 соответственно, финский Fortum более чем за 2 млрд долларов стал главным собственником ТГК-10. Все это не просто солидные компании — это энергетические корпорации с огромным опытом работы на либерализованных рынках. Они принесут в нашу энергетику не только свои деньги, но и производственные и управленческие технологии. Такой состав акционеров способен за несколько лет качественно изменить лицо отрасли.

Даже на фоне мирового фондового кризиса совокупный приток частных инвестиций в энергетику превысил 700 млрд рублей. Это позволило приступить к последнему этапу реформы — инвестиционному. Сегодня, когда есть ясность с источниками финансирования, строительство новых энергообъектов мощностью около 30 000 мегаватт ( а именно столько предусматривает пятилетняя инвестпрограмма холдинга РАО "ЕЭС России") становится реальностью.

Виктор Христенко, МИНИСТР ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РФ:

— В результате преобразований российская электроэнергетика стала принципиально иной, в нее поверили крупнейшие российские и иностранные инвесторы.

2007—2008 гг.: финальный аккорд

Запуск конкурентного рынка и появление частных генкомпаний сделали ненужным существование РАО "ЕЭС России" как единого центра корпоративного управления. Не может же РАО управлять не принадлежащими ему компаниями. А государство само прекрасно справится с управлением инфраструктурными ФСК и Системным оператором. Ликвидация РАО стала логичным завершением реформы. Одобрение акционерами схемы реорганизации РАО в конце 2006 года дало понять: перемены необратимы. В первой половине 2007 года появилась окончательная ясность: как именно, в какие этапы будет расформирован холдинг, как будут поделены и конвертированы акции. Акционеров схема устроила, и процесс пошел.

Вместо акций РАО "ЕЭС России" нынешние акционеры энергохолдинга получат на руки акции 23 компаний целевой структуры энергетической отрасли, которые аккумулируют все активы, которыми владеет РАО. Это акции всех тепловых генерирующих компаний — ОГК и ТГК, Федеральной сетевой компании, ГидроОГК, холдинга распределительных сетевых компаний, компании, объединяющей активы электроэнергетики на Дальнем Востоке страны и акции компании ИНТЕР РАО — оператора импорта-экспорта и владельца энергетических активов за рубежом.

Сеппо Ремес, ЧЛЕН СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ РАО " ЕЭС РОССИИ " , ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ ИНТЕРЕСЫ МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ:

— Главным для меня всегда было, что решения были справедливыми, отвечали целям реформы и интересам миноритарных акционеров компании. Не всегда поиск компромисса и верного решения был легким, но сейчас я точно могу сказать, что в отрасли выстроена очень грамотная система регулирования, в чем-то даже превосходящая Европу и США. Сегодня перед инвесторами открыты прекрасные возможности по инвестированию в отрасль на понятных условиях. И мы все видим рост инвестиционной привлекательности активов.

Тысячи копий, сломанных на заре реформы энергетики, валяются ненужной грудой металлолома. Признаемся себе, большинство жителей нашей страны и не знают, что в отрасли практически завершаются масштабные преобразования. " Реформа должна пройти при свете и тепле", "потребитель не должен заметить реформу", — говорили в РАО в начале 2000-х. С этой задачей вполне справились. Структурные изменения в региональных энергокомпаниях не отразились на надежности энергоснабжения. Свет и тепло по-прежнему наполняют наши дома. А развернувшийся процесс модернизации энергетики внушает надежду, что так будет всегда.

Оглянемся назад. Разве много прошло времени? Но между диким бартерным рынком конца 90-х и тем, что происходит сейчас, кажется, лежит целая вечность. На самом деле так и есть. Путь, который иным энергосистемам дался десятилетиями и все равно не был пройден до конца, российская энергосистема осилила за 5 лет. Вредно жить в эпоху перемен? Как сказать…

Анатолий Чубайс, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ РАО " ЕЭС РОССИИ " :

— Вопрос о главных достижениях за 10 лет работы в РАО "ЕЭС России" для меня одновременно и простой, и сложный. Простой — потому что и мне, и моим коллегам изначально была ясна ключевая комплексная задача, которую предстояло решить за эти годы. Эта задача — беспрецедентная по масштабу и значимости реформа, создание конкурентного рынка электроэнергии, привлечение многомиллиардных инвестиций в развитие электроэнергетики страны, и как следствие — всей экономики России в целом. И она успешно решена.

Сложный — оттого, что в данном случае чьи-то персональные заслуги невозможно отделить от коллективных. Проведенная реформа — плод многолетней и ежедневной работы тысяч специалистов — от члена правления РАО до рядового сотрудника энергонадзора. Я лично горжусь тем, что мне довелось 10 лет руководить командой, способной решать сверхзадачи.